detector.media
Гала Скляревська
14.03.2016 18:15
Весенняя русская ненависть
Весенняя русская ненависть
Почему нам кажется, что российские СМИ снизили уровень агрессии в адрес Украины

Нам только кажется, что истеричная кампания против Украины на российских каналах поутихла с возникновением сирийского конфликта. Да, новостей об Украине стало чуть меньше, да, демонстративно кремлеботы стали писать «Да кому она нужна, ваша Украина — собаки брешут, Россия идет» и тому подобную чушь. И даже у журналистов самой Российской Федерации — то есть именно у журналистов, а не пропагандистов — возникло ощущение, что накал страстей спадает. Олег Кашин на «Слоне» пишет: «Впервые за эти годы после просмотра программы "Время" у обывателя не сжимаются кулаки и нет проклятий в адрес врагов. 2016 год оказался так не похож на 2015 или 2014-й. Непрерывная невротизация общества силами властей и подконтрольного им телевидения неожиданно прервалась», — и далее: «В Россию пришла весна, которую никто не называет русской». Приблизительно такие же изменения фиксирует и российский журналист Андрей Архангельский, два года подряд слушающий российское радио — и подтверждающий, что в целом ненависти стало меньше, хотя она покрывает все российские новости, да и общество в целом, тонкой пленкой. Но нет вулканов, потоков и водопадов ненависти — что уже хорошо.

Интересно, что за два с лишним года, — если точкой отсчета брать Майдан — случилось и другое: российские журналисты, представители так называемых либеральных кругов, все те, кого в Украине читают, к чьему мнению прислушиваются — за эти два года слегка сбили настройки собственной чувствительности. Они привыкли.

Потому что Кашин, пишущий о том, что нынешнюю весну никто не назовет русской, не увидел вот этот или другие ролики РЕН-ТВ, приуроченные к 8 марта:

Он не увидел пушек «Гиацинтов-Б2А36», которые решили подарить женщинам в качестве букетов на РЕН-ТВ. Как не увидел, что весь текст поздравления звучит так: «Русская весна. Русские цветы. С праздником, дорогие женщины» — а в кадре мультипликационные пушки «Гиацинт».

Как не видит Архангельский программ вроде «Специального корреспондента», целиком посвящающие два часа эфира обсуждению «концлагерей, которые якобы строят в Украине» для жителей так называемых ДНР и ЛНР, а также «пыткам в украинских застенках», которым якобы подвергаются невинные российские граждане. И они, и другие российские журналисты просто не слышат новостей, в которых жительницу Армавира, раскурившую кальян на Вечном огне вместе с другом, уволили с работы, а ему дали 12 суток ареста. И, конечно, это не сознательное игнорирование — они просто привыкли.

А я вот практически год не смотрела российские новости, совершенно сознательно избегала тем, связанных с очередным пропагандистским валом, который может захлестнуть неподготовленного зрителя. И потому, потратив только два дня этой весны, я обнаружила в российском телевизионном пространстве ровно тот же самый поток фейков, ненависти и мерзостей, что и два года назад. У Киселева, например, 6 марта — «Майданная власть», «Украина понадобилась Брюсселю как отстойник для сирийских беженцев», и т. д. Журналистка «Вестей» Елена Ерофеева рассказывает о «лучших традициях украинской пропаганды», и все так же берет комментарии у местных в Яготине с черным микрофоном без обозначения канала. О канале «Звезда» говорить вообще не стоит…

Я бы и сама всего этого не стала смотреть, если бы не очевидный диссонанс этих публикаций российских журналистов о нормализации обстановки на российском ТВ — с тем, что происходит в головах их зрителей. А один из таких зрителей на минувшей неделе меня поставил в тупик сообщением в соцсетях о том, что на здании Рады, а также СБУ якобы висит американский флаг. В процессе обсуждения этого неожиданного сообщения выяснилось, что проживший в Украине 30 лет человек, переехавший в Россию на волне торжества «Русской весны», совершенно уверен в том, что флаг Америки развивается над обоими зданиями. Информацию он черпает исключительно из новостей российских региональных и федеральных каналов, и поскольку «Украина находится под внешним управлением» — а в этом ни у него, ни у его коллег, семьи и друзей, находящихся в России, сомнений нет — то и флаги, разумеется, должны быть.

Попытки убедить в обратном, даже предложение по скайпу показать, как выглядит украинский стяг над Радой, были решительно отвергнуты. Да и зачем? Новоиспеченный россиянин уверен в своей правоте — как уверен в правоте федеральных российских каналов.

Так что «снижение напряжения» — только видимость: отсюда так кажется, потому что в целом украинцы стали меньше обращать внимание не российские СМИ. А оттуда потому, что журналисты привыкли жить в потоках лжи и пропаганды. Привыкли и зрители, у которых в принципе есть доступ в интернет, свой личный опыт, высшее образование, в конце концов, — но им проще потреблять информацию, уже пережеванную и выблеванную российскими СМИ. Человек ведь привыкает ко всему.

И все это было бы не важно, если бы не тот факт, что российские каналы продолжают весьма интенсивно обрабатывать аудиторию оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. И если предположить, что со временем эти части Донбасса все же окажутся в Украине, это будет не проблемой журналистов или пропагандистов в России. Это будет только нашей, очень внутренней и очень болезненной проблемой.

Фото: surfingbird.ru

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY