detector.media
27.05.2015 10:54
Живущие вместе. Как в освобожденных городах складываются отношения местного населения и военных
Живущие вместе. Как в освобожденных городах складываются отношения местного населения и военных

По словам бойца батальона УНСО Алины Гордеевой, в Дружковке, например, к украинской армии были враждебно настроены 70% населения. Впрочем, они это никак не проявляли. С одной стороны, с человеком с автоматом особо не поспоришь. С другой, подавляющее большинство людей, переживших реальные боевые действия, хочет мира. Потому лишние провокации им не нужны.

 

В любом случае, имея перспективу замороженного конфликта, стоит понимать, что блокпосты в прифронтовых зонах – это надолго. Так что способствовать общей разрядке является важной задачей.

 

mariupoll

 

По словам жителей Мариуполя Людмилы и Николая, настроения в городе за год существенно поменялись. Если тогда армию воспринимали исключительно как врагов, то теперь горожане периодически самостоятельно пытаются наладить с солдатами коммуникацию. Например, на Пасху привозили на блокпосты продукты. Иногда стараются общаться на улицах.

 

„Я на рынке увидела солдата. Подхожу к нему и говорю: ”Покажи шеврон”. Смотрю, там украинский флаг. „Хорошо”, — говорю”, — смеется Людмила.

 

В тоже время она сообщила о том, что оставшиеся в поселке Широкино после эвакуации населения дома часто занимают солдаты. Причем, представители обеих сторон. Это, естественно, крайне негативно воспринимается отселенными владельцами.

 

mariupol56

 

 

В свою очередь представитель одного из добровольческих батальонов, расположенных в Мариуполе, Тарас рассказал о жестком пресечении в их подразделении случаев мародерства.

 

«Мародерство имеет место, я не буду рассказывать кто и какие подразделения, но это есть. У нас того, кто будет пойман на мародерстве, ожидают серозные последствия. Вплоть до тюремного срока. Был случай, когда в Широкино чувак из разрушенного дома забрал ложку. Причем он сам признался. Но у него из зарплаты вычли штраф – около 2 тыс. грн. Довольно таки жесткое было наказание. И ложку вернули», — сообщил доброволец.

 

Кроме того, по словам Тараса, зимой, во время пребывания в Широкино, местные жители сами пускали солдат в дома. «Когда мы пришли зимой в Широкино, нас приютили местные жители. Я лично ночевал в доме у бабушки и дедушки. Это после ночи в доме без окон, в котором я от холода просыпался каждые три часа. Многие наши тогда слегли с воспалением», — рассказал Тарас.

 

mariupol76788

 

Как сообщил еще один представитель добровольческого батальона Денис, изначально к военным в Мариуполе большая часть населения относилась настороженно. Теперь же эта категория людей по большей части привыкла и настроена более позитивно.  «Тем не менее, появилась другая категория людей, которым военные, возможно, доставили какие-то неприятности.  Например, сосед носил продукты на «ДНРовские» посты, когда они были в Мариуполе. Соседа забирают, на неделю увозят, потом он возвращается и рассказывает, как его пытали, голову отрезали, руки отпиливали. Естественно, люди старшего поколения, которые нас и так не сильно любят, накручивают себя еще больше. Молодежь тоже по-разному, но если брать проукраинские митинги, то большинство там все же молодежь. Но было и такое, когда ветераны с кучей орденов приходили на проукраинские митинги, стояли с шариками. Мы сами удивились. В моем родном Чернигове такого не увидишь, а тут в Мариуполе», — рассказал боец.

 

Mariup

 

 

По словам добровольцев, на различные патриотические концерты и кинопоказы, организованных местной властью и общественностью, их также часто приглашают.

 

«На подобные мероприятия приходит местное население. Но уже проукраинское, и какой-то агитации там не ведем. Они, как правило, и так молятся на добровольческие батальоны, потому что понимают, что Нацгвардии и экс Внутренним войскам они не нужны», — утверждает доброволец Денис.

 

Сообщения о мародерстве он также не подтверждает. «Пытались об этом «ватники» писать после широкинской наступательной операции. Якобы «Новой почтой» холодильники отправляли и т.д. Но ничего такого не было. Я побывал во многих домах в Широкино, когда была зачистка от террористов. Единственное, что я взял, это свечку, потому что после артобстрела село сразу обесточилось. Если это можно считать мародерством, то да, я страшный мародер», — смеется он.

 

Что же касается обвинений в неонацизме украинских добровольческих батальонов, не в последнюю очередь связанных со специфической эмблемой полка «Азов» и прошлой политической активностью отдельных личностей, то, по словам обоих добровольцев, ни одного реального случая, связанного с какой либо нетерпимостью, не было.

 

В отличие от территорий, подконтрольных сепаратистам.

 

«Мильчаков из батальона Русич очень хвастается, что они расстреливали цыган в Луганске. Они еще фотографии скидывают с замученными кавказцами и т.д. Батальон «Русич» акционирует на оккупированных «ЛНР» территориях настолько, насколько позволяет фантазия нациста», — утверждает Денис.

 

mariupol1

 

 

Возвращаясь к вышеупомянутой проукраиснкой общественности Мариуполя, следует отметить довольно высокую организованность в части помощи украинской армии. Оценить реальное количество участников тяжело, однако их активность заметна по всему городу. Часть в офисе общественного движения «Новый Мариуполь» плетет «кикиморы» для снайперов, часть собирает на передовую продукты, кто-то раскрашивает оборонительные строения на подъездах к Мариуполю, кто-то расклеивает плакаты с предупреждением о бытовом сепаратизме. Коммуникация с силовиками этой части населения Мариуполя, естественно, налажена на высоком уровне.

 

hotlubeymariupol

 

 

О постоянной работе с массами также сообщает мэр Мариуполя Юрий Хотлубей. «Большое внимание уделяется патриотическим меропиятиям. Много флагов, много больших постеров, на которых написано «Мариуполь и Украина — одно целое». В школах проходят «Уроки мужественности». Это уже стало системой, наши военные проводят их с большим удовольствием», — рассказал мэр.

 

В соседнем городе Волноваха также присутствует украинская символика, а оборонительные сооружения по району видны невооруженным глазом. В тоже время глава Волновахского района Валерий Любинец говорит и о ряде проблем, которые возникают между местными жителями и военными.

 

volnovahLub

 

 

По просьбам горожан, например, добились того, чтобы военные не ходили в магазины, кафе и другие общественные места с автоматами.

 

Отдельно местные жители отмечают злоупотребление солдатами алкоголем. Особенно вспоминают клуб «Пещера», где последние являются завсегдатая. Подобные сообщения далеко не новы. Так, главы ВГА Луганской области Геннадий Москаль и Донецкой области Александр Кихтенко сделали отдельное распоряжение о запрете продажи алкоголя военным еще пару месяцев тому.

 

Некоторые идут еще дальше. По словам местной активистки Елены Мокренчук, организовавшей «Солдатскую почту», они принципиально не возят на передовую сигареты.

 

 

volnovah

 

 

В тоже время основной проблемой между местным населением и военными глава Волновахского районе называет не бытовые ссоры или пьянство, а систему пропуска на блокпостах.

 

«Вот этот блокпост Волноваха-Бугас, люди по 4 часа в очереди стоят. От Бугаса до Волновахи — 3 километра. И люди часами стоят, чтобы попасть к врачу. Да так же умрет какой-то человек. 20 тысяч жителей Волновахского района живут за этим постом, граждан Украины. Туда нужно провести хлеб, молоко, мясо какое-то. И каждый раз нужно показывать какие-то документы фискальной службы, что ты имеешь право это везти. Это что, зона разграничения какая-то, мне это не понятно. Я у всех спрашиваю, и генералов, и прочих, никто не дает ответа… Фермеры на этой территории держат 100 или 200 коров, доят молоко, и не могут проехать. 4 часа стоит молоковоз на этом посту, молоко скисло, фермер разворачивается, выливает это молоко свиньям, приходит ко мне, и  тут я такое  слышу…», — рассказывает Любинец.

 

И если вышеупомянутые им факты относятся к вопросам, скорее, экономическим, то задержка на блокпостах на лини разграничения между подконтрольными и неподконтрольными Украине территориями порою касается безопасности и жизни.

 

mariupol098

 

 

О случаях, когда военные по неясным причинам не пропускали мирное население во время эвакуации, волонтеры рассказывали в ходе круглого стола в Киеве.

 

Особое возмущение при этом у них вызывали действия пограничной службы и батальона «Торнадо».

 

«Когда бои шли в Дебальцево и народ массово начал вырываться со стороны Горловки и Гурдюмовки, то у меня лично два моих автобуса на Гурдюмовке развернули. Еще и в воздух стреляли с автомата. Мы выехали на другой блокпост, там 5 часов ругался. В автобусе было около 10 грудных детей и человек 40 детей возрастом до 15 лет. Говорил с начальником пограничников, объяснял, что вы видите же ситуацию. Отвечали: «У меня приказ»», — сообщил волонтер центра «Врятуймо Україну» Сергей Косяк.

 

При этом волонтеры настаивают, что с помощью взяток пересечь линию размежевания проще простого. Преградой она становится как раз для самых малоимущих.

 

«Особенно это касается товаров. Для того, чтобы законно проехать или провести какой-то груз, нужно просто «собаку съесть». Или же 500-600 гривен. У меня доказательств достаточно, чтобы начать криминальные дела», — утверждает Сергей.

 

Очевидно, что держать баланс между безопасностью и человеческим отношением сложно. Однако, как уже подчеркивалось, жить Украине в данных условиях придется еще долго. Так что пресекать мародерство, пьянство, «комплекс вахтера» и прочие «радости» военного времени, на ряду со взыточничество, крайне важно. Как и попытки наладить всевозможными мероприятиями коммуникации с местным населением.

 

Однако, в первую очередь, властям следует прислушаться к мнению волонтеров, непосредственно работающих в полевых условиях, по изменению пропускной системы. С тем, чтобы она хотя бы не становилась преградой в случаи экстренной эвакуации.

 

Алена Ткалич, Соцпортал

 

«Донбас: чесно» - проект ГО «Детектор медіа», спрямований  на налагодження діалогу між Сходом та рештою України і висвітлення соціальних проблем українського Донбасу, про які нині недостатньо говорять центральні ЗМІ. 

 

До проекту залучено 40 регіональних журналістів (преса, онлайн, телебачення) з різних областей України. Протягом восьми місяців (квітень - листопад 2015 року) вони будуть їздити у відрядження на прифронтовий Донбас, аби підготувати матеріали про проблеми місцевого населення для власних ЗМІ та для републікації на «Детектор медіа», а також для щомісячного ток-шоу «Донбас: чесно», яке ГО «Детектор медіа» виробляє у партнерстві з обласними державними телерадіокомпаніями.  

 

Проект «Донбас: чесно» реалізується ГО «Детектор медіа» спільно з Асоціацією польських журналістів у рамках Польсько-канадської програми підтримки демократії за підтримки програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та канадського Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку (DFATD).

 

Loga donorow

 

telekritika-big-1

 

PKWD

 

sdp_logo

 

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY