Сегодня на совете директоров “Газпрома” решится судьба его медиа-активов. Свежо предание, а верится с трудом. Публично назвать покупателя “газовых” СМИ нам обещают аж с лета прошлого года...
Сначала было слово Путина о том, что “Газпрому” следует заниматься своим прямым делом и не растрачивать себя на всяческие газеты и телеканалы. Затем палубу покинул вдохновитель и организатор всех медийных побед Альфред Кох. Покорителя Гусинского до глубины души задело игнорирование новым монопольным руководством его светлой персоны. Это он заявлял на публике. На самом деле Кох очень хотел быть новым информационным магнатом, строил захватнические планы и надеялся воспользоваться служебным положением. Он уже видел на горизонте собственный радиохолдинг с жемчужиной в виде “Эха Москвы”. Не случилось: заинтересованные лица в Кремле были против и, использовав Альфреда Рейнгольдовича по полной программе, примитивно выставили его за дверь.
Далее речь шла уже не о продаже, а об оценке активов, для чего пригласили аудиторов “Дрезднер банка”. Объявили новый срок раскрытия карт — 15 января. Затем середина февраля. Затем конец февраля... На самом деле за всеми этими затяжками стоят сложные закулисные политические комбинации. Известно, что первым в очереди стоит пул под руководством гендиректора НТВ и “Газпром-медиа” Бориса Йордана, который давно и основательно приценивается к бывшим СМИ “Медиа-Моста”. Правда, до сих пор неизвестно: решится он на покупку всей экс-империи Владимира Гусинского или его интересуют только лакомые куски? Из почти двадцати теле- и радиокомпаний благоприятную финансовую перспективу имеют лишь НТВ, ТНТ и “Эхо Москвы”. “НТВ плюс” сверхзатратен, имеет огромные долги, тем не менее, от “тарелки” отказываться Йордан явно не собирается. За чем же дело стало? За малым: Йордан практически не принимает участия в самом процессе негласного конкурса на четвертую кнопку. За него это делают председатель совета директоров “Газпром-медиа” Александр Дыбаль, глава “Газпрома” Алексей Миллер, далее следы пропадают в высоких кабинетах Старой площади.
По сути, сейчас происходит новый передел телевизионного рынка. На кону крупнейшие компании — НТВ и ТВ-6. И если “шестерка” достанется Евгению Киселеву и посредством Примакова так или иначе будет подконтрольна Кремлю, то на НТВ вопрос повисает. Сегодня этот канал в силу ряда причин является самым свободным и независимым. Частично из-за того, что власть зациклилась на борьбе с Березовским и его шестой кнопкой, частично из-за желания создать “витрину” для Запада. Семейные олигархи нейтрализованы. Нынче политическая конъюнктура опять играет на руку Йордану. Под государство зачищены уже все телекомпании. На этом фоне фронда НТВ уравновешивается. Если Йордан все же выкупит управляемый им телеканал, зависимость от Кремля будет еще меньше.
Александр Мельман
"Московский Комсомолец"