За что посадили в подвал Марию Варфоломееву

За что посадили в подвал Марию Варфоломееву

7 Березня 2016
4089
7 Березня 2016
16:16

За что посадили в подвал Марию Варфоломееву

4089
Как следует из интервью журналистки, она не знала, зачем и по чьему заданию фотографирует военные объекты т.н. «ЛНР».  Комментарий Юрия Асеева
За что посадили в подвал Марию Варфоломееву
За что посадили в подвал Марию Варфоломееву

Сегодня «Левый берег» опубликовал интервью с освобожденной журналисткой Марией Варфоломеевой, которая после реабилитации присоединится к команде «1+1». Мария рассказала о своей жизни в плену, где провела более года, об угрозах, о психологическом давлении на нее, и о том, как и почему она оказалась с фотоаппаратом в частном секторе возле здания, которое нельзя было фотографировать. Цитируем интервью с Марией:

«Ты знала, чьи дома ты фотографировала, когда твой друг тебя попросил это сделать?

- Я объясняла следователю, который вел мое дело, что если бы я делала это осознанно, зная, чьи эти дома, я бы никогда не подошла уточнить адрес, сделала бы это тихо и незаметно. А так я просто стояла и обычно фотографировала. Я у Юры спросила, что это за дом. Он мне ответил – обычный частный дом. Спросила, а зачем это? Говорит, для работы нужно. Я подумала, что если это пишет украинский журналист, может быть, о сбежавших олигархах, о разбитых сепаратистами домах, я так это понимала. И думала, что административные здания – это одно, а частные дома – не представляют угрозы. Из дома как раз вышли люди, и я к ним подошла уточнить адрес. А они на меня смотрят, обалдевшие, мало того, что фотографирую, еще и адрес спрашиваю. «Пройдемте-ка с нами», - говорят.

- Вы говорите о журналисте, который попросил вас сфотографировать. Вы с ним общаетесь?

- Юра Асеев? Он же Гуков. Он на обмен тоже приехал, но я не могла ему в глаза смотреть. Он сейчас утверждает, что я знала, на что шла, это неправда. Мы раньше общались, как коллеги, на брифингах, пресс-конференциях, когда в наших краях была украинская власть. Потом многие уехали, в том числе, и он. И поскольку я поехала в Луганск, решил меня попросить. Я до сих пор не могу понять, как можно было так поступить?»,  – рассказала Мария журналистке LB.ua Марии Лебедевой.

«ДМ» обратился за комментарием к Юрию Асееву, представителю по связям с общественностью Харьковской правозащитной группы, который косвенно стал причиной пленения Марии.

-  Юрий, при каких обстоятельствах вы познакомились с Марией и просили ли ее фотографировать  дома?

- Мы познакомились там, где начал формироваться батальон «Айдар», в лесу (редакция «ДМ» решила не указывать точное место тренировочного лагеря). Я был в числе первых добровольцев в батальоне, и где-то через неделю после начала его формирования туда приехала группа людей, в том числе и Маша. Там я увидел ее первый раз.

Потом мы увиделись уже в Харькове, после того как я ушел из «Айдара», случайно – Маша сама меня окликнула, я ее не узнал, потому что была зима, она была в зимней одежде.  Она сама меня узнала, напомнила, при каких обстоятельствах мы познакомились. Я стал расспрашивать ее, чем она занимается, как попала в Харьков – оказалось, что она ехала в Киев на Новый год, сказала, что у нее есть несколько часов до поезда. Я пригласил ее к нам домой попить кофе, и мы просидели часа три с нею, моей гражданской женой, дети тоже были дома. Она рассказывала, как живет в Луганске, чем занимается. А буквально за несколько дней до этого меня попросили коллеги найти какого-нибудь человека, который сделает пару фотографий в Луганске. Я спросил у Маши, готова ли она сделать несколько фото. Она согласилась, сказав, что всю жизнь фотографирует. Я начал рассказывать ей, как это сделать – аккуратно, не привлекая внимания, пройти несколько раз, сделать это еще раз попозже, через час, оценить обстановку визуально, снять смартфоном – в общем, все меры безопасности. Просил ее: не вздумай проявлять храбрость, это все не нужно.

Когда Маша у нас была – я заметил, что у нее два телефона, на одном наклейка «Слава Украине!», на другом – «ЛНР». Я ее предупредил, что за оба телефона и там, и тут могут ее побить, или еще что-то хуже сделать.  Она мне тоже ответила, чтобы я не переживал и не волновался.

Я не знал, что это за дом, который просили снять - мне не сказали.  Это потом я узнал, что там была какая-то учебка «ЛНР». Маша сказала тогда: «Юра, я не маленькая, хватит мне рассказывать, как нужно себя вести». Я подумал, что она и правда не маленькая уже, должна понимать.

Потом она уехала в Киев, оттуда после нового года – прямиком в Луганск, и 7 января я в сети ей напомнил, что она обещала сделать фото. Она ответила, что помнит, просто холодно сейчас, и сказала, что позже займется этим. Я даже где-то выкладывал в сети нашу переписку с ней из В контакте – сделал скрины.  После этого она пропала, и я числа 14-го еще раз ей написал, и мне пришла смс, что у нее сейчас какие-то проблемы, она позже  напишет. Как я потом понял, это уже кто-то другой вместо нее отвечал. И еще позже, уже из видео допроса, которое потом выложили, я понял, что она сделала все с  точностью до наоборот.  Пришла с большим зеркальным фотоаппаратом, спросила у охранников, точно ли это тот адрес, которые ей нужен… Меня потом неоднократно упрекали, что я ее не инструктировал – но это не так.

«ДМ»: Очевидно, что версии происшествия в интерпретации Марии и Юрия  не совпадают и, видимо, это недопонимание друг друга  и послужило причиной пленения Марии.

Напомним,  Мария Варфоломеева 3 марта была освобождена в обмен на передачу так называемой «ЛНР» двух людей –  Ольги Литовченко и осужденного на 11 лет за терроризм гражданина Российской Федерации Ивана Горбунова.

Фото: Левый берег

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
4089
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду