Как журналисты забили на цензуру

Как журналисты забили на цензуру

10 Березня 2011
8849
10 Березня 2011
16:50

Как журналисты забили на цензуру

8849
Как журналисты забили на цензуру
Как журналисты забили на цензуру

Вы, наверное, знаете, что вчера вся страна в едином порыве праздновала день рождения великого поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Я с Мусей, натурально, не могла проигнорировать это событие, тем более что после четырех дней праздников остановиться как-то трудно.

Варианты программы были разные - от чтения «Кобзаря» в тиши и покое Мусиного сельского домика до возложения цветов на могилу поэта в Каневе. В конце концов, мы с Мусей нашли компромисс и отправились на вечеринку «Стоп цензурі!» в Sullivan Room. Нам показалось, что поддержать борьбу за свободу родного для Кобзаря слова, посмотреть арт-перформансы и поплясать под музыку пары приятнейших коллективов - это как раз то, что нужно для деньрожденьской программы.

Так что мы с нетерпением ждали начала акции, которая, между прочим, проводилась с конкретной целью: поддержать международный конкурс «Стоп цензурі!».

А вот и именинник!

В руках Аксиньи Куриной - креативного продюсера "Стоп цензурі!" - кролик вообще-то

Среди поэтов нашелся и Гомер, но художник

Богдан Кутепов тоже решил попробовать себя в роли современного художника

Поддержать собрались человек 150; творцы и участники действа сидели в импровизированном партере - то есть поближе к сцене и в некурящей зоне, а те, кто пришел посмотреть, стояли на галерке, там, где можно курить, у бара. В толчее зрителей я приметила Егора Соболева с Маричкой Падалкой, Мустафу Найема, Илону Довгань и, конечно, господина Луканова, занявшего стратегическое место сбоку от публики.

Юрий Луканов, сам пишущий стихи, скромно выступал в роли зрителя

Егор Cоболев, Маричка Падалко и Наталья Лигачева с удовольствием следят за перформансами

Начали с двух арт-перформансов. Никита Кадан спиной к зрителям заклеивал строчки в тексте черным скотчем, а Леся Хоменко в очках, залепленных кремом с торта, кажется, киевского, читала газету - на стуле, лицом к зрителям. «Автопортрет с газетой и покрытыми кремом очками» Леси Хоменко - это оммаж бельгийскому художнику Марселю Бротарсу, который сам всех цитировал, а также писал на своих работах «Это не произведение искусства».

А перформанс Никиты Кадана, заклеивающего слова скотчем - работа оригинальная. Честно говоря, я надеялась, что после заклейки строк получится текст с иным, желательно противоположным, смыслом, но нет.

Никита Кадан. "Цензуропоэзия". Бумага, черный скотч. 2011 год

Леся Хоменко. "Автопортрет с газетой и покрытыми кремом очками". 2011 год

Анна Лазар, замдиректора Польского института в Киеве, поддержала участников акции и

пообещала победителям конкурса поездку в Польшу

Пока длились арт-перформансы, я спросила Мустафу о том, как он относится к происходящему.

- Здесь мои друзья и коллеги, и где бы мы еще так собрались, если бы не на таком вечере?

- То есть на самом деле цензура - неплохой объединяющий фактор.

- Да нет никакой цензуры! Все хорошо! Людям просто надо собраться где-то. Вот весело собрались - хорошая акция, возрождается гражданское общество. Убивает, что так много молодежи.

- Ну, тебе должно это нравиться - много молодых лиц...

- Конечно-конечно, всё это прекрасно. Но хреново, что в этой компании ты себя чувствуешь старым. И я никого из них не знаю.

- А как тебе искусство?

- Для меня - очень современное. Очень.

На этом я оставила Мустафу в компании старых соратников и уделила внимание выступающим поэтам. А Муся моя слушала объяснения Никиты Кадана о том, что он делает, зачем, и как художник относится к украинской поэзии.

«Мне нравится очень-очень малая часть украинской поэзии - местами, фрагментами, частями. То, что я услышал здесь, мне скорее понравилось. Что касается художественной части акции, то я считаю, что положение художника сродни положению канарейки, которую брали с собой шахтеры в забой. Когда концентрация метана становится слишком высокой, канарейка погибает, хотя люди этого еще не ощущают. Но это знак для них, что находиться в шахте уже опасно. У канарейки, как и у современного искусства - свои цели, задачи и песни. Но в каких-то условиях оно живет, а в каких-то умирает. Для общества социально-ангажированное искусство ‑ это показатель опасности и неадекватности ситуации».

Пока Муся монотонно рассуждала о сказанном Никитой Каданом, я насладилась прекрасными литературными опытами Олега Коцарева, Павла Коробчука, Артема Полежаки и Василя Лозинского. Все поэты были смелы и всячески противились цензуре в своих произведениях, но мне больше всего полюбилось выступление Сяргея Прилуцки, поскольку ваша Дуся большая поклонница белорусского языка.

Поэт Олег Коцарев

Дмитрий Лазуткин, журналист и поэт

Белорусский поэт Сяргей Прилуцки читал стихи на родном языке

Павло Коробчук впечатлил публику стихотворением, написанным от лица сотрудника "Беркута"

Наступила заключительная часть акции - на сцене появилась группа «Вперше чую». Признаюсь, я очень симпатизирую этой группе, особенно ее баянисту Богдану Кутепову, который, кстати, весь вечер был ведущим мероприятия. Муся решила, что без пиджака и с инструментом Кутепов ей нравится даже больше.

Коллектив "Вперше чую" взбодрил и художников, и поэтов

Александр Ярмола, фронтмен группы "Гайдамаки", пришел поддержать коллег

Фома, фронтмен группы "Мандри": "Учись, сынок, правильно цензурировать!"

Группа "Пропала Грамота" в тематических костюмах

В зале оказалось много людей, знающих слова бессмертных хитов группы, и девушек, организовавших подтанцовку. Переполненные эмоциями, мы с Мусей ждали, когда наступит кульминация вечеринки, и на сцене порвут баян - но, слава богу, обошлось без жертв. Впрочем, группа «Пропала грамота», выступавшая следом, создала совершенно другую атмосферу, и мы с Мусиндой отправились исполнять свой гражданский долг - подписывать заявление в поддержку художника Володарского и винницкого правозащитника Гройсмана, которых преследуют по всей строгости закона за невинные художественные действия. Отстояв очередь из желающих подписать, мы с Мусей оставили в заявлении свои автографи и отправились вовсвояси.

Ваши Дуся и Муся

Фото Владимира Герасимова

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
8849
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду