Игры в классиков, или Почему и как нервничают Ющенко и Тимошенко

20 Січня 2006
5097
20 Січня 2006
16:00

Игры в классиков, или Почему и как нервничают Ющенко и Тимошенко

5097
…российская медиаагрессия была поистине великолепным подарком для всех украинских политиков, но особенно – для ключевых фигур.
Игры в  классиков, или Почему и как нервничают Ющенко и Тимошенко

«На третий день заключения

 вождь Зоркий Сокол заметил, что нет четвертой стены».

 Из анекдота.

 Привлекательность  мифа –  в его человечности. Греческие герои были замечательны для их почитателей прежде всего тем, что были богами лишь наполовину. Их эмоциональные реакции на окружающую действительность были тождественны обычным, человеческим. Но они обладали огромным,  как бы сегодня сказали, энергетическим ресурсом, и поэтому масштаб их действий и эффект от них были очень и очень впечатляющими.

 Наши политики сродни древним героям. Официально они представляют народ, являются его избранниками, и эта часть «генеалогии» позволяет сопереживать им и болеть, как за любимые футбольные команды. Но мы также подозреваем или знаем, что они обладают огромным, с точки зрения обычного человека, могуществом, внушительными  связями, и почти потусторонним влиянием на ветви власти. Да и личные харизматические свойства - присущи немногим политикам. Но все же присущи.

 И в то же время украинские политики – не вполне герои. И не только по причине традиционной двусмысленности своих слов и дел. А еще и потому,  что есть проблемы с генеалогией в «божественной» ее части. Отчасти она греко-латинская (поскольку четко прослеживается родословная от Хаоса). Но в значительной степени и фольклорно-магическая. Поэтому действия многих политиков то отдают изрядной бесовщиной, то похожи на заунывные стенания героев то ли «Слова о полку Игоревом», то ли «Лісової пісні».

 Последний тому пример – газовый скандал с Россией. Взоры всех украинских граждан были обращены к двум главным публичным персонажам – Ющенко и Тимошенко. Кажущуюся противоречивость их публичного поведения можна отчасти понять, если рассматривать ее в вышеупомянутой героически-фольклорной плоскости.

 Начнем с Виктора Андреевича. В его теперешнем статусе изначально было заложено серьезное противоречие между ролью Президента и желанием самопрезентации в качестве образованного демократичного человека, понимающего народные чаяния. Но чем больше он пытается сделать образ Президента человечным и демократичным, тем дальше отказывается от собственного народа. Это все равно,  что античную белую маску раскрашивать,как матрешку – получится лик дракона. Кстати,  древние китайцы считали,  что  лучший правитель – тот, о котором знают лишь, что он существует.

 Ющенко пытался спасать ситуцию в стране одновременно и как Президент, и как человек. Как Президент  он обязан был демонстрировать протокольную твердость и непоколебимость,  опору на команду профессионалов из собственного  Секретариата и Кабинета  Министров. Вместо этого аналогичные усилия предпринял Ющенко-человек,  эмоционально успокаивавший и обнадеживавший украинский народ. В результате произошло столкновение различных эмоциональных состояний, называемое в психологии „когнитивным диссонансом”. Это чувство, которое мы испытываем,  когда нам очень хочется идти гулять а на улице идет ливень. И если в это время нас вынуждают что-то говорить и писать, то  сумма этих напряжений может читаться посторонними как неуверенность или раздражительность. 

 Критики Ющенка по привычке обвиняют его ( хотя уже за глаза) все в тех же недостатках. Но прошедший год для Виктора Андреевича хотя был и очень некомфортным, но прошел для него с большой пользой. Как говорится,  все,  что нас не убивает - делает нас сильнее.

 Даже если сделать поправку на то, что  выступления Президента пишутся спичрайтерами, он проявил гораздо большую твердость, чем, очевидно, рассчитывали и российские политтехнологи,  и внутренняя «пятая колонна». Ющенко должен был дрогнуть, замяться и следующая волна скандала с береговыми маяками в Крыму могла усилить общее смятение в украинском обществе. Вместо этого она лишь усилила антироссийские настроения.

 Стратегия Юлии Тимошенко в любой ситуации представляет собой сумму тактик. То,  что они могут быть не связаны между собой логически, особого значения не имеет. Ведь их связывает воедино мощный эмоциональный импульс, который Юлия Владимировна, как пульсар, с неизбежной частотой и неумолимой силой посылает во все стороны. 

 В отличие от Ющенка, которого судьба вынуждала резко менять имиджевые линии, Юлия Владимировна всегда была образцом целеустремленности и целеполагания. Личность,  формирующаяся в условиях постоянных стрессов и борьбы за политическое, а иногда и физическое выживание, обладает устойчивым иммунитетом к вторичным раздражителям. Поэтому Тимошенко, как человек,  действительно знающий сферу газотрейдерства во всех мелочах и подробностях, прекрасно понимала, что Украина стала обьектом очередной массированной информационной атаки. И рассказы о закручиваемых россиянами газовых кранах несут в себе не больше смысла, чем, например, угроза соседа сверху перекрыть вам канализационную трубу путем затыкания собственного унитаза.

 Поведение Юлии  Тимошенко во время газового кризиса можно  назвать психологическим серфингом. Опытный серфингист лишь радуется размерам и скорости приближающейся волны, и его тело уже загодя каждой мышцей понимает, как удержать баланс и оказаться на гребне. Судьба случайных катамаранов и лодочек поблизости его при этом не очень волнует. Точнее -  волнует, но это волнение никоим образом не сможет помешать выполнению главного маневра.

 Каждый из главных участников этой истории испытывал состояние тревоги. Но в случае Ющенка можно предположить что это было отражением внешних угрожающих факторов. А в случае Юлии Владимировны – отражением постоянной внутренней тревоги, которая называется аллертностью, постоянной готовностью к неожиданностям.

 Но источником тревоги всегда является психологический конфликт. Ющенко и Тимошенко обьединяет то, что они оба в своей политической молодости столкнулись с отвержением их Леонидом Кучмой (помнится, Ющенко как-то чисто по-фрейдистски назвал его „отцом”), который действительно был „прародителем” множества современных политических деятелей, предпочитающих об этом больше не вспоминать.

 Такие индивиды имеют большую предрасположенность к невротической тревоге. А если соотнести эту, уже хроническую, тревожность всего украинского политикума с культурными факторами, то  понятно, что она еще и чисто по-украински „тормозит”, растягивается во времени.  Чем тревожнее политики, тем больше они нуждаются в источниках внешней враждебности, которыми можно обьяснить себе и окружающим собственное невротическое состояние. В этом смысле российская медиаагрессия была поистине великолепным подарком для всех украинских политиков, но особенно – для ключевых фигур.

 Социально-экономический статус личности обязательно влияет на то, как именно проявляется тревожность и в каком направлении. У высших лиц государства независимо от занимаемых должностей есть только два выхода: рационализировать тревожный импульс и направить его в виде агрессии  либо наружу, либо друг на друга.

 В советские времена обычно применялся третий вариант – против собственного народа. Но сейчас это, похоже, к счастью,  исключено.

 По предполагаемому сценарию тревога в условиях сильной угрозы должна была перейти в панику. Юлия Тимошенко публично интеллектуализировала ситуацию, таким образом защищаясь (и защищая своих почитателей)  от возможного невроза. Она рассказывала об экономической стороне ситуации, созывала команду экспертов, предлагала их услуги действующей власти.

 

Виктор Ющенко, напротив, фольклоризировал газовый кризис, выводя его из малопонятной для большинства граждан экономико-правовой сферы в фольклорную область борьбы добра со злом. Фактически,  он использовал прием, с успехом применяемый ранее Тимошенко. Только в образе „оскорбленной невинности” предстала уже не отдельная личность, а целое государство.

 

Заметно, что конфликтные установки по отношению к другой стороне у Тимошенко более устойчивы, поскольку выгоднее представляют ее как целостную личность, и эмоционально легче интерпретируются в зависимости от текущего момента. „ Другая сторона” – Виктор Андреевич, похоже,  наконец изрядно рассердился – не прошло и года. Вопрос в том, в какую сторону будут эволюционировать оба персонажа – в фольклорную или в классическую. Классика в итоге предполагает некую европейскость. А фольклорность – нескончаемый народный хоровод амбиций, игру. Но нельзя длительное время „играть в классиков”. Вредно для нервов. В том числе и наших с вами.

Читайте також

  • Вибори в Україні і майбутнє українсько-російських відносин. Експертна оцінка
    "Детектор медіа"/ /17.01.2006
  • Яке їхало - таке і здибало?
    Підготували Ірина Курашина, Галина Ширшик, Катерина Бойко, "Детектор медіа"/ /13.01.2006
  • Інформаційна "труба" вже не наша
    Євген Булавка, для "УП"/ /13.01.2006
  • Російські виклики та українські відповіді
    Борис Бахтєєв, "Детектор медіа"/ /12.01.2006
  • Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

    До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

    Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
    У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
    социальный психолог, для "Детектор медіа"
    * Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
    5097
    Коментарі
    0
    оновити
    Код:
    Ім'я:
    Текст:
    Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
    Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
    Спільнота ДМ
    Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
    Даю згоду