«Мы строили-строили и, наконец, построили…» - то, что никому не нужно

11 Листопада 2003
1009
11 Листопада 2003
13:47

«Мы строили-строили и, наконец, построили…» - то, что никому не нужно

1009
Неубедительно завершились реалити-шоу «Дом» на СТБ и «Вторая половина» на «Интере» Неубедительно завершились реалити-шоу «Дом» на СТБ и «Вторая половина» на «Интере»
«Мы строили-строили и, наконец, построили…» - то, что никому не нужно


Всё, финита.

Не буду больше писать о реалити-шоу. Потому как схема – всегда одна, и она уже навязла в зубах: экстремальная (часто, вдобавок, экзотическая) обстановка полной изоляции, настороженность – сплочение – разъединение, вышвыривание лучших на ближних подступах к финалу и, наконец, завоевание приза, который (-ое) радует уже очень относительно.

Плюс – народное негодование, поскольку даже в случае апелляции к телезрителям всеобщие любимцы рано или поздно остаются за бортом.

Нюансы, конечно, могут варьироваться. Неизменно главное: замкнутая сама на себе ситуация, столь любимая драматургами и режиссерами (т.к. на коротком отрезке времени этот прием рождает максимальную концентрацию действия и проблемы), будучи «продленной», заканчивается тем, чем и пребывание «пауков в банке».

«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - и мысли у него спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. ...Затворничество - развращает», - говаривал мудрец Дени Дидро.

Допустим, это – так, литература.

Но существует и сугубо научное обоснование. Универсальный второй закон термодинамики гласит: в замкнутых системах мера неопределенности (энтропия, распад, хаос) может только нарастать.

Никак иначе.

И если подобная модель вновь и вновь тиражируется под разными соусами, то, значит, именно культивирование и демонстрация распада – в виде расшатывания, разлаживания людских связей, провоцирования конфликтного противостояния, усиления конкурентной борьбы, в которой все средства хороши, – являются, в данном случае, целью, а не «издержками производства».

Тем более что заявленная реальная цель оказывается дискредитированной самим процессом.

Судите сами.

Шоу «Дом» (продукт – ТНТ, показ – СТБ) проходило под лозунгом: «Сам построишь ты Дом своей мечты! Дом, открытый для друзей, дом для счастья и детей…» и т.п.

12 семейных пар (почему-то разработчики подобных шоу неравнодушны к этому числу – некая подспудная аналогия с апостолами?..) три месяца должны были этот самый дом все вместе строить, попутно, как оказалось, все же выбрасывая друг друга – то «посемейно», то, почему-то, поодиночке.

Ударные темпы строительства явно не оправдались (см. дневник на сайте, кстати, очень «богатом» и информационно насыщенном).

К тому же, участников постоянно отвлекали всякими конкурсами, вплоть до самых абсурдных (например, кто быстрее с завязанными руками и глазами застегнет пуговицы на рубашке).

В результате проект был продлен на месяц, аж до снега. Все извелись вусмерть, ведущий Николай Басков (кстати, под конец очень симпатично разрезвившийся-разговорившийся-расчувствовавшийся), у которого поджимали следующие контракты, ушел, его место заняла Светлана Хоркина – тоже девушка не промах, но тоже занятая, оттого появляющаяся на площадке и вовсе через два раза на третий… Вдобавок не оправдался отчаянный ход организаторов, приславших на стройку по одному помощнику для каждой пары: группа «отвязанных» молодых людей, в основном женского пола, работу радикально не ускорила. Помощники, конечно, внесли некое оживление, но, судя по их впечатлениям от взаимоотношений участников, создавать собственные семьи им теперь долго не захочется – уж слишком отталкивающими были многие образцы «счастливого супружества».

(Очень любопытно, кстати, сколько из увиденных пар останутся вместе через год-два? Боюсь, некоторые конфликты, буйным цветом расцветшие на благодатной почве той самой пресловутой замкнутой ситуации, могут стать непреодолимыми.)

Словом, случилось то, что и должно было случиться: производственные планы вошли в противоречие с правилами игры на выбывание. Кого-то из участников остальные вычеркивают, но прораб упорно награждает его иммунитетом как незаменимую на строительстве ломовую силу.

При этом дом-то все равно не достроили!

«Дом полностью готов!» – долбили нам с телеэкранов и из Интернета.

Возведенное строение, однако, оказалось малофункциональным (к чему, например, одной, вовсе не супер-богатой, семье отдельное – огромное – здание бани и бассейна?) и фактически пустым: в нём напрочь отсутствуют электропроводка, теплоснабжение, водопровод и канализация (а в дневнике на сайте, соответственно, – какое бы то ни было упоминание об их установке).

То есть, страшно подумать, сколько еще денег, кроме объявленных 8 миллионов российских рублей, нужно туда вбухать.

Естественно, вбухивать никто и не захотел.

Как водится, где-то на последней четверти дистанции выгнали самую симпатичную пару (рейтинг которой до конца проекта продолжал составлять около 45% зрительских голосов!).

Из оставшихся дом выиграла, пожалуй, самая стабильная и гармоничная семья – Пичкалёвы.

Но вопрос: «Зачем нам такой дом?» – чем дальше, тем настойчивее звучал из уст всех участников. И было абсолютно понятно: незачем. Лишняя головная боль.

Вот и выбрали победители домик из пачек купюр, т.е. денежный эквивалент. Судьба же собственно дома – без «счастья и детей» – осталась непроясненной. Воистину – «за что боролись?!»

Неясно также, за что боролись и участницы реалити-шоу «Вторая половина» («Интер»). Модельного вида девушки (спасибо, хоть 20, а не 12), проводя время в праздности в замке в Польше (!) под неусыпным взглядом дворецкого Владимира Долинского (грамотный, обаятельный актер с точным ощущением стиля всегда интересен – даже в столь искусственной ситуации), изредка напрягались, борясь за симпатию прекрасного принца Игоря Николаева, которую впоследствии можно было бы обменять на миллион рублей.

Правда, в чем конкретно выразится симпатия (замуж позовет? петь дуэтом предложит?) и что, в конце концов, выбрала победительница, зрители так и не узнали: сладкая парочка в конце концов просто ушла вдаль по лётному полю аэродрома…

Оставим в стороне социопсихологический перевёртыш, отмеченный Ольгой Соломкой на страницах «Газеты по-киевски»: раньше рыцари боролись за благосклонность Прекрасной дамы, теперь же у нас, видимо, навсегда «на десять девчонок – по статистике девять ребят…»

Интереснее другое: во «Второй половине» впервые (возможно, и запрограммированно, но, тем не менее, лихо) привычная схема была решительно сломана.

«Тот, у кого всё было всерьез, похоже, был случайно убран, не замечен… Я упустил что-то важное. С определенного момента игра потеряла смысл…» – После столь решительных заявлений «хозяин-барин» подарил двум финалисткам (как и всем, ранее покинувшим проект) по драгоценному украшению на память и …отправил их по домам.

А победительницей объявил губастую, курносенькую обаяшку-блондинку Алёну (следующее, «улучшенное издание» Наташи Королёвой – кто бы сомневался?!), которую сам когда-то выгнал.

«Молодец, спохватился!» – скажут домохозяйки.

«За неё просто доплатили вдогонку», – проворчат циники.

Так или иначе, проект не стал заложником собственного формата.

Что, в конце концов, и выгодно отличает его среди прочих, где все несуразности и несправедливости привычно оправдываются сакраментальным: «Есть правила игры, и их надо соблюдать…»

…А где-то на периферии телеэкрана незаметно доживает свой век «Последний герой-4» (ОРТ) – с Максимом Покровским, Николаем Дроздовым, Децлом и пометкой «Конец игры» (хотя на самом деле игра явно исчерпала себя уже в середине третьего сезона).

А на ТНТ уже запущен проект «Голод», явно провоцирующий всяческий криминал: под шапкой «Наши без денег за границей» 7 ноября (и выбрали же день!) опять-таки 12 участников «заброшены» в неизвестную страну, в запертый дом, где нет еды, – и теперь вынуждены будут добывать пищу, когда их по двое станут ненадолго выпускать наружу…

Прекрасному нет предела - гласит один из законов эстетики.

Бредовому, очевидно, тоже.

В общем, как предмет разговора реалити-шоу себя дискредитировали.

В моих глазах – во всяком случае.

И продолжать уговаривать себя, что телевидение есть некое зеркало реальности, пусть и кривое, а то, что происходит на экране, непременно имеет некий «социокультурнопсихологический» смысл, уже нет ни сил, ни оснований.

Вот я и говорю, перефразируя чеховского героя: «Нужны новые форматы! Новые форматы нужны! А если их нет, то лучше ничего не нужно».
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1009
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 593
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду