Экономическая версия полония-210

19 Грудня 2006
18852
19 Грудня 2006
12:35

Экономическая версия полония-210

18852
Стоит проанализировать «фон» убийства Литвиненко сегодня и здесь, а не ждать, что завтра в него заверстают Украину.
Экономическая версия полония-210

На минувшей неделе «Детектор медіа» опубликовала достаточно жесткие заметки Хамида Дельмаева, экс-председателя исполкома партии «Либеральная Россия», о процессах, которые вскрывает в России и мире история с отравлением Александра Литвиненко. Мы предложили нашим читателям продолжить тему. Дискуссия вокруг событий, начавшихся в Лондоне, а затем серьезно расширивших географию, кажется нам необходимой по причине заложенных в них глубоких тенденций, способных оказать значительное влияние не только на мировую политику, но и на состояние мирового открытого общества.

Сегодня мы публикуем один из откликов на эту публикацию, вскрывающих еще один аспект причинно-следственных связей – экономический. Ждем новых мнений.

На самом деле, следя все время за новостями, человек начинает ощущать себя счастливчиком, баловнем судьбы. Почти месяц хедлайном новостей стала трагическая история отравления Александра Литвиненко полонием-210. Подсознательно очень многие считают себя счастливчиками в сравнении с ним. Потом замелькали фамилии Скарамелло, Гайдара, Лугового, Кротова, Величко… страны – Великобритания, Ирландия, Россия, Италия, Германия, Франция… полоний-210, который будто таскали за веревочку по Европе, пересаживаясь из одного самолета в другой. Куча версий. В общем, захватывающее криминальное мыло, сценарий для шпионского фильма, просто супер-стори для рейтингов новостей…

 

Совершенно ясно, что вокруг смерти Литвиненко не было бы такого скандала, если бы в его теле не был найден полоний-210. Если бы его убили другим способом – в результате автомобильной катастрофы, снайперской пулей, как угодно, - это была бы история-однодневка. Ну, может быть, трехдневка, учитывая, что все-таки убитый был гражданином Великобритании.

 

Кремль, отказавшись от первоначальной тактики замалчивания обстоятельств смерти Литвиненко российскими СМИ и высокопоставленными чиновниками, пытается отмыть свой имидж от полония. Для этого была начата пиар-война – надо ведь грамотно нивелировать ущерб, причиненный заявлениями о его причастности к убийству Литвиненко. Поэтому вся аналитика и политические ток-шоу на российском ТВ была, и есть, мобилизирована.

 

Москва размещает материалы, направленный на дискредитацию Литвиненко, в британской прессе, которую она обвиняет в нагнетании истерии с полонием-210. Говорят, что на это направлена значительная часть глобального пиар-бюджета Кремля в 750 тысяч фунтов стерлингов. В самой России общественное мнение Кремлю не мешает.

 

Для аналитики, наверное, важнее то, что очень часто остается где-то там, на дальнем, как бы размытом, фоне – экономическая версия истории с полонием-210. Тут можно покопаться в вариантах ответов на вопросы, которые на этом дальнем фоне уже засветились.

 

 

Деньги

1. Почему именно 10 декабря на совещании Совета безопасности у президента России обсуждалась стратегия государства в освоении российского континентального шельфа?

 

Почему совещание у Путина состоялось на следующий день после того, как в ходе переговоров с председателем правления  «Газпрома» Алексеем Миллером глава концерна «Royal Dutch Shell» Йерун ван дер Веер согласился передать российской газовой монополии контроль над крупнейшим нефтегазовым шельфовым проектом «Сахалин-2»? (55% акций компании владел концерн «Shell», который является оператором энергетического проекта на Сахалине стоимостью в 22 миллиарда долларов. Остальными частями компании владеют японские концерны «Mitsui» (25%) и «Mitsubishi» (20%)/ Оба партнера японской компании Nippon участвовали в переговорах с «Газпромом» и их, возможно, также коснется перераспределение).

 

Ради чего, собственно, планируется создание гигантской государственной компании, которую сформируют «Газпром», «Роснефть» и «Зарубежнефть»? (Эту компанию, главное внешнеэкономическое предприятие России в нефтегазовом секторе, как и Роснефть, в свое время собирался поглощать «Газпром»).

 

Кто будет руководить новой госкомпанией, которой будут принадлежать контрольные пакеты во всех без исключения проектах на российском шельфе?

 

Почему Россия вдруг решила, что иностранные партнеры не будут привлечены к разработке проекта «Штокман», второго крупнейшего в мире газового месторождения, и оно будет разрабатываться «Газпромом» единолично?

 

Какова будет реакция политиков на Западе на то, что шельф будут разрабатывать две компании, ставшие брэндами двух наиболее влиятельных противоборствующих властных группировок при поддержке главного агента России на мировых нефтегазовых рынках, призванного помогать обеспечить сбыт нефти и газа с новых месторождений?

 

2. Вопросы, возникающие после того, как Financial Times составила список иностранных компаний, которые могут последовать за «Shell».

 

«BP»

Лорд Браун, глава «ВР», в последнее время вкладывал много сил в Россию, в частности, побывал в Москве в ноябре и встретился з представителями «Газпрома». Одним из вопросов, стоявших на повестке дня, вероятно, было предложение «ТНК-ВР», совместного с Россией предприятия ВР, созданного на равных условиях, передать «Газпрому» контрольный пакет акций в новом совместном предприятии, которое будет управлять работами на огромном Ковыктинском месторождении в Восточной Сибири.

 

Англо-российская компания не может разрабатывать это газовое месторождение без участия «Газпрома», поскольку «Газпром» контролирует экспортные и внутренние газопроводы.

 

«ТНК-ВР»

Над «ТНК-ВР» висит угроза со стороны властей, потому что, согласно имеющейся у компании лицензии, к концу нынешнего года она должна была поставить 9 миллиардов кубических метров газа на нужды Иркутской области.

 

Однако компания утверждает, что общий спрос на газ не превысит 2,5 миллиарда кубометров в течение следующих 3 лет.

 

Тем не менее, тот факт, что обещанных 9 миллиардов кубометров газа нет, может привести к утрате лицензии. Это делает еще более неотложной сделку с «Газпромом». Как заявил пресс-секретарь «Газпрома», «ТНК-ВР» активизировала свои усилия по заключению сделки, и ее предложения становятся все привлекательнее.

 

«Exxon Mobil»

Эта американская компания управляет «Сахалином-1», другим крупным проектом на острове. Это преимущественно нефтяной проект, в отличие от газового «Сахалина-2». Пока компания не сталкивается с давлением такого уровня, какое оказывается на «Сахалин-2», хотя она тоже становилась объектом нападок российских властей.

 

В отличие от второго этапа «Сахалина-2», «Сахалин-1» уже находится в эксплуатации. Его первая фаза была завершена раньше намеченных сроков в рамках 10% бюджета. Кроме того, в отличие от «Сахалина-2», у «Сахалина-1» есть российский партнер. 20% акций принадлежат «Роснефти», крупнейшей нефтяной компании страны.

 

Эти факторы, вероятно, могут защитить проект от негативного внимания Кремля.

 

«Peter Hambro Mining»

Акции зарегистрированной в Лондоне золотодобывающей компании около двух недель назад резко упали в цене после того, как тот же российский государственный орган по надзору за окружающей средой, который осложняет жизнь «Shell» и «BP», пригрозил отозвать часть ее лицензий на добычу. Олег Митволь, заместитель главы Росприроднадзора, заявил, что подал запрос на отзыв пяти лицензий компании на добычу и сверяет объемы производства золота с заявленными ресурсами, чтобы выявить, достаточно ли быстрыми темпами идет разработка проектов. В итоге цена акций упала на 7%.

 

3. Почему вся эта компания началась через несколько недель после июльского саммита «большой восьмерки» индустриально развитых стран в Петербурге, где Россия заверяла мир, что она надежный энергетический партнер?

 

 

Кадры

Все решают не столько кадры, а тот, что за кадром.

 

Кадровая политика Путина, к которой с особой чувствительностью относятся на Западе:

 

- Две недели назад бывший генерал КГБ Валерий Голубев был назначен на высокий пост в государственном энергетическом гиганте «Газпром» (промоутер Дмитрия Медведева на будущих президентских выборах), который стремительно расширяется и уже подмял под себя нефтяные активы, СМИ, банки и сельхозпредприятия. Голубев, назначенный на должность заместителя генерального директора, стал третьим членом руководства компании «родом из КГБ». Как и Путин, он работал в аппарате мэра Санкт-Петербурга в 1990-е годы.

 

- 15 ноября Олег Сафонов стал заместителем министра внутренних дел, а Евгений Школов возглавил департамент экономической безопасности этого же министерства. Они тоже родом из КГБ.

 

- Государственную нефтяную компанию «Роснефть», второе в России предприятие по объему добываемой нефти, возглавляет Игорь Сечин, бывший коллега Путина по работе в Петербурге. Сечин также является заместителем руководителя президентской администрации и, по всей вероятности, бывшим офицером КГБ. В сентябре он взял к себе на работу молодого помощника Андрея Патрушева, сына нынешнего директора ФСБ Николая Патрушева.

 

- Председателем национального авиаперевозчика, компании «Аэрофлот», является Виктор Иванов, близкий соратник Путина по Санкт-Петербургу, который работал вместе с ним и в КГБ, и в ФСБ.

 

Ольга Крыштановская, директор московского Центра исследования элит, проанализировала официальные биографии 1016 ведущих политических фигур - глав департаментов президентской администрации, всех членов правительства и депутатов обеих палат парламента, глав федеральных структур и глав исполнительной и законодательной власти в регионах. Она обнаружила, что 26% упомянули свою службу в КГБ или организациях, пришедших ему на смену.

 

Более пристальный взгляд на биографии, изучение необъяснимых пропусков в резюме, странностей в карьерном продвижении или службы в организациях, присоединенных к КГБ, по ее словам, дает поразительную цифру – 78%.

 

С другой стороны, подобный тренд давно существует в США и во многих развитых странах Запада. Например, эксперт по России Джонатан Стерн, руководящий отделением газа в Оксфордском институте энергетических исследований, говорит, что множество бывших сотрудников МІ-5 занимают сейчас высокие посты в британской промышленности. «Путин назначает людей, которым он доверяет, потому что в 1990-е годы были молодые беспринципные ковбои, которые очень разбогатели – и повторения этого допустить нельзя», - говорит профессор Стерн. Но риск в России заключается в том, по его словам, что «маленькая группа людей контролирует очень-очень большие государственные ресурсы, и это тревожит».

 

 

Национальный проект

Что представляет из себя национальный проект, который эксперты окрестили «Кремлевским шельфом»?

 

Идет ли речь о главном национальном проекте, призванном гарантировать сохранение и укрепление политических и коммерческих позиций нынешних элит в случае ухода Путина с поста президента на долгосрочную перспективу?

 

Будет ли новый кремлевский национальный проект, в отличие от сугубо пиаровских нацпроектов в социальной сфере под грядущие парламентские и президентские выборы, реализовываться с максимальным рвением, и сколько в нем таится отложенных системных рисков?

 

Насколько серьезно следует относиться к тому, что этот проект в Москве называют «новым двигателем России» и «пружиной Путина», которая все сжимается и сжимается, а потом начнет разжиматься и сформирует в России «новую реальность»?

 

Является ли «Кремлевский шельф» началом разжимания?

 

Чем, с кем и когда собственно должна закончиться эта «новая реальность»?

 

Один известный политический деятель современной России (не Жириновский), выступая как-то перед своими единомышленниками, откровенно заявил: «Нам нужна наглость!». Кому «нам» - и сколько?

 

Почему именно сейчас американские власти намерены проверить связи Романа Абрамовича с Кремлем в рамках проверки покупки компании Oregon Steel структурами российского олигарха?

 

 

Страхи

Запад испытывает страх из-за того, что «российская власть окончательно делает свой политический выбор в сторону непрозрачного, недемократического государства, консервируя тотальную коррумпированность  своих элит и их теневое участие в государствообразующем бизнесе, усугубляет отношения с западными демократиями, с которыми теперь будет пытаться разговаривать языком энергетического шантажа, и, в конечном счете, создает реальную угрозу неоизоляционизма» («Страсти по Сахалину»).

 

СМИ на Западе пестрят многочисленными слухами и догадками о возрастающем влиянии  силовиков, причем возрастающем настолько, что президент Путин, похоже, начинает утрачивать над ними контроль. Подозревают, что часть силовиков выступает за свертывание сотрудничества с Западом, в том числе и по линии экспорта энергоносителей, и настаивают на укреплении связей с Китаем, включая и увеличение поставок нефти, и налаживание транспортировки газа в эту страну.

 

Педалирование нежелательных для Кремля тем, нежелательных для Кремля, - в первую очередь убийства Анны Политковской и отравление Александра Литвиненко полонием-210, - это способ подвесить ситуацию, отложить решение стратегически важных проблем на неопределенный период? Делается ли это с целью дождаться момента, когда станет понятно, какая власть будет сформирована в России в 2008 году и какую политику она станет проводить?

 

Кстати, полтора года назад бестселлером стала очередная книга одного очень примечательного автора в жанре политического террора – «Московский вектор». В этой книге по приказу российского президента «эксклюзивным вирусом» нейтрализуют путающимся под ногами особ, у которых отнюдь не российские паспорта в широких штанинах. Просто кстати.

 

Это не вся палитра «экономической версии полония-210», которая может и быть тем самым размытым фоном истории с убийством Литвиненко. Отнюдь не вся. Поменять какой-то объект на общем фоне – например, Литвиненко, - возможно. Поменять весь фон – почти нереально. Тогда это другая «картина», с другими «зрителями» и другой ценой за любование.

 

Стоит проанализировать «экономическую версию полония-210» сегодня и здесь, а не ждать, что завтра в нее заверстают Украину. У нас до сих пор не отпала охота питаться на чужой кухне конспирологии. Стоит учитывать, что тут в «спящем режиме» находятся несколько незаконченных историй, которые могут достаточно просто, удивительно просто, увязать с делом Литвиненко и полонием-210. Компроматы стимулируют компромиссы, и хорошо бы знать, какими компроматами чьи компромиссы мы, возможно, вынуждены будем стимулировать.


Лаврентий Малазония, для «Детектор медіа»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
18852
Теги:
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду