Где граница прав милиционера в офисе СМИ?

12 Листопада 2002
922
12 Листопада 2002
18:50

Где граница прав милиционера в офисе СМИ?

922
Сегодня «Детектор медіа» открывает новую рубрику „Юридична консультація”. Первый наш вопрос к юристам был следующим: «Какими правами наделены работники милиции во время досмотра, обыска и выемки документов?» Сегодня «Детектор медіа» открывает новую рубрику „Юридична консультація”.
Где граница прав милиционера в офисе СМИ?
Сегодня «Детектор медіа» открывает новую рубрику „Юридична консультація”. Первый наш вопрос к юристам был следующим: «Какими правами наделены работники милиции во время досмотра, обыска и выемки документов?»

Сегодня «Детектор медіа» открывает новую рубрику „Юридична консультація”. Первый наш вопрос к юристам был следующим: «Какими правами наделены работники милиции во время досмотра, обыска и выемки документов?»

В последнее время не так уж и редки случаи, когда милиция изымает у интернет-СМИ компьютерную технику, документы, тем самым полностью блокируя работу издания. При чем изъятие техники, содержащей весь архив материалов редакции, в том числе и авторских текстов журналистов, иногда проводится «по ошибке», без официальных документов.

У всех на слуху многомесячный конфликт интернет-издания «Обком.нет», когда журналистский коллектив стал жертвой противоречащих закону действий налоговой милиции. Ведь санкция на обыск касалась не интернет-издания, а банка «Коррал». Однако это не удержало работников налоговой от незаконного изъятия компьютеров и блокирования таким образом работы издания. Резонанс получил и конфликт львовских журналисток из интернет-издания «Антитерор» и областной региональной милиции. По словам журналистов, только в течение длительных переговоров им удалось убедить милицию дать им возможность если не оставить в офисе компьютерную технику, то, по крайней мере, скопировать архив собственных материалов. По сообщению Харьковской правозащитной группы, в августе в Севастополе СБУ прекратила деятельность интернет-узла Альфа Телеком. Сотрудниками СБУ была изъята бухгалтерская и иная документация ООО "Альфа Телеком", включая 17 системных блоков, в том числе почтовый сервер. Основанием для изъятия оборудования явились материалы оперативно-розыскного дела №53 о получении дохода в крупных размерах с нарушением лицензионных условий. Основанием для ареста имущества ООО "Альфа Телеком" стало то, что без лицензии на вещание ООО "Альфа Телеком" предоставляло услуги радио Ethernet. В результате действий сотрудников СБУ более 4,5 тысяч пользователей интернет-узла "Альфа Телеком" были лишены возможности получать интернет-услуги, потеряли доступ к почтовому серверу. Сотрудники СБУ получили доступ к кодам и паролям карточек анонимного доступа в Интернет, к интернет-траффику всех пользователей. В связи з последним фактом Харьковская правозащитная группа обратилась с заявлением в Генпрокуратуру, прокуратуру г.Севастополя, СБУ, Уполномоченного по правам человека.

Сегодня «Детектор медіа» открывает новую рубрику „Юридичні консультації”. В связи с вышеперечисленными фактами, первый наш вопрос к юристам был следующим: «Какими правами наделены работники милиции во время досмотра, обыска и выемки документов?».

Читатели «Детектор медіа» свои вопросы к медиа-юристам могут присылать по электронной почте info@detector.media_ или факсом 8-044-458-44-40, для «Детектор медіа». Регулярность обновления рубрики будет зависеть, в том числе, и от активности наших пользователей. Спасение утопающих – дело рук… Галина ЛАПТУН, адвокат:

- В последнее время, как видно из СМИ, а также из судебных процессов, все чаще и чаще случаются факты злоупотребления работниками милиции служебным положением и грубого нарушения законов в отношении прав, cвобод и законных интересов граждан. Некоторые работники правоохранительных органов полагают, что погоны, которые они носят, дают право на вседозволенность, забывая о том, что их деятельность строго регламентирована и спрос с них за нарушение любых законов намного больше, поскольку они носители власти.

Милиция, для исполнения возложенных на нее обязанностей, наделена определенными правами, которые четко указаны в ст. 11 закона «О милиции».

Да, права у работников милиции очень большие, но они имеют свои рамки. В частности, досмотр лиц, вещей, которые находятся при них, транспортных средств может производиться только в отношении ограниченного круга лиц, перечисленных в п.5 указанной статьи. А именно: лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, осужденных, задержанных за административные правонарушения, лиц, которые имеют явные признаки психического расстройства и представляют реальную опасность для себя и окружающих. Если досмотру подвергнуты лица, не входящие в перечень ст. 11, то это является грубым нарушением их прав и свобод.

Основания и порядок проведения обыска, выемки документов регламентируется ст.11 п.9 закона «О милиции» и ст.ст. 177,178,184 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Обыск и выемка являются следственными действиями и могут проводиться только при расследовании уголовного дела по постановлению следователя с санкции прокурора или его заместителя. Обыск и выемка в квартире или другом владении лица может проводиться только по решению суда. Это гарантировано и ст.30 Конституции. Указанные следственные действия могут проводить работники милиции, но только по письменному поручению следователя и в присутствии понятых. Правда, нормы указанных законов предусматривают проведение обысков и выемок предметов и документов без соответствующих санкций прокурора и суда, но они допускаются только в исключительных случаях, связанных со спасением жизни людей, имущества либо с непосредственным преследованием преступников. Причины несанкционированных обысков должны быть указаны в протоколе обыска и его копия в течение суток должна быть направлена прокурору. Но, к большому сожалению, это исключение стало лазейкой для отдельных работников милиции, которые пренебрегают элементарными правами человека, врываются ночью в квартиру размахивая оружием, делают обыск, все переворачивая, ничего противозаконного не находят, но в оправдание своих действий что-то изымают и на рассвете уходят. Протокола обыска, естественно, не оставляют и о его проведении прокурору не сообщают. Это беспредел, который мы все должны пресечь, иначе завтра любой из нас может оказаться в подобной ситуации.

В соответствии со ст. 25 закона «О милиции», работник милиции несет за свои противоправные действия дисциплинарную или уголовную ответственность и его действия могут быть (и непременно должны быть!) обжалованы либо в органы внутренних дел, суд либо прокурору, который, в случае установления в противоправных действиях работника милиции состава преступления, возбуждает уголовное дело.

Галина ЛАПТУН, адвокат

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
922
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду