От провозглашения суверенитета до революции избирателей., Кратко о свободе слова в Кыргызстане

16 Травня 2005
739
16 Травня 2005
12:35

От провозглашения суверенитета до революции избирателей., Кратко о свободе слова в Кыргызстане

739
Сейчас у Кыргызстана есть уникальный шанс раз и навсегда покончить с порочной постсоветской практикой разветвленной сети государственных и полу-государственных СМИ.
От провозглашения суверенитета до революции избирателей.,  Кратко о свободе слова в Кыргызстане
Украинцам не по наслышке известно, какую роль в зарождении и развитии революционных процессов играют медиа – и независимые,и оппозиционные, и провластные, стоящие на страже интересов контролирующих их режимов.

А насколько существенной оказалась эта роль в Кыргызстане – первой в постсоветской Азии давшей пример народного восстания против государственно-олигархического режима. Статью на эту тему «Детектор медіа» заказала известному журналисту, общественному деятелю Кыргызстана Кубану Мамбеталиеву. Некоторые проблемы, о которых идет речь в этой статье – скажем, проблема реформирования государственных СМИ - актуальны как для Кыргызстана, так и для Украины.


Осенью 1990 года на сессии Верховного Совета Киргизской ССР в Бишкеке первым президентом страны был избран академик-физик Аскар Акаев. Народ ликовал, полагая, что раз и навсегда избавился от культа вождей КПСС. Через год Акаева избрали без альтернативы на всенародных президентских выборах. Вице-президентом стал генерал-майор милиции Феликс Кулов.

На базе комсомольских печатных изданий появились первые негосударственные газеты Кыргызстана с непривычными названиями – «Асаба» на кыргызском и «Республика» на русском языках. Потом – еще целый ряд подобных газет. 1992 год стал кульминацией развития свободы слова в стране. Возникает независимая от государства телерадиокомпания «Пирамида», вещающая на метровом диапазоне. Но вскоре исподволь начался целенаправленный откат. На базе компартийных газет учреждаются два печатных органа Правительства – «Слово Кыргызстана» на русском и «Кыргыз Туусу» на кыргызском. Создается парламентская газету «Свободные горы».

1993-й стал годом журналистских расследований, беспощадно разоблачающих теневые дела и делишки высшего эшелона кыргызской власти. Главными рупорами свободомыслия становятся «Республика», «Асаба» и «Свободные горы», где публиковались материалы по скандалу вокруг золотодобывающего концерна «Кумтор».

Мириться с этим верховная власть, как оказалось, не собиралась. Она должна была утвердиться, защитить свои позиции. Две главные правительственные газеты и государственный телеканал начали войну с неправительственными СМИ, агрессивно защищая своего хозяина Аскара Акаева. А хозяином СМИ он стал просто – присвоив себе право единолично, президентскими указами, назначать и снимать руководителей этих масс-медиа. Тех, кто роптал, изгоняли с постов моментально.

1994 год стал переломным в битве с инакомыслием. Акаев выступил на съезде судей с открытым призывом закрыть газету «Свободные горы». Волю хозяина выполнили в течение месяца, издание закрыли.

В 1995-м состоялись вторые президентские выборы, на которых Акаев был избран на новый 5-летний срок. Но на этот раз была серьезная альтернатива в лице руководителя республиканской Компартии Апсамата Масалиева, который, вообще-то, получил 58 % голосов избирателей. Через трое суток инспирированных властью пересчетов эти цифры были снижены до 38 %! Электорат уже разобрался в «феномене» Акаева. И он, в свою очередь, вполне разобрался в принципах Макиавелли, став авторитарным правителем. По его инициативе провели несколько референдумов (правильно «считать» голоса уже научились), чтобы расширить полномочия главы государства. Акаев получил возможность единолично назначать и снимать всех судей, министров, губернаторов областей, мэров городов, глав районных администраций. Началось насаждение культа личности некогда советского академика.

В 2000 году Акаев избирается на третий срок, который решением Конституционного суда был обозначен… как второй. Конституция Кыргызстана допускает только два президентских срока подряд для одного и того же человека. Видимо, признав Акаева «сверхчеловеком», суд признал его право на третий срок под видом второго. По этому поводу у нас горестно шутили, что кыргызы не умеют считать дальше двух.

Падение с высот власти для Феликса Кулова прямо связано именно с этим фактом узурпации власти. Кулов заявил, что будет баллотироваться в президенты и что Акаев не имеет права идти на выборы в третий раз. Принципиальность обошлась Кулову 7-летним тюремным приговором – чтобы не вздумал мешать Акаеву и в 2005 году. Средства массовой информации, продолжавшие критиковать власть, начали душить исками от чиновников и штрафами от судей. Строптивых журналистов сажали в тюрьму, угрожали, избивали, ломали… Третья «пятилетка Акаева» стала кошмаром для республики. Его хитроумные игры в демократию закончились, маски обнажились. Президентская супруга окончательно вошла во вкус необузданной власти – во многом именно она решала судьбу государства. Дети Акаева включились в процесс приватизации доходных объектов. Сын Айдар возглавил Национальный олимпийский комитет (заразительный пример Гейдара Алиева). Дочь Бермет вышла замуж за казахского бизнесмена, который развернул в Бишкеке бурную деятельность, став владельцем «газет и пароходов». Он создал медиа-холдинг, куда вошли метровый телеканал, ежедневная газета, радио, рекламное агентство. Все это стало основной пропагандистской махиной президентской Семьи.

Подавление народа начало принимать окрас диктатуры. В 2002 году в южной области республики милицейский спецназ расстрелял мирных демонстрантов – убито шесть человек, ранены десятки. Демонстранты требовали освободить арестованного депутата Парламента Азимбека Бекназарова. В тюрьму его посадили за то, что через эфир радио «Азаттык» (кыргызская служба радио «Свобода») он призвал граждан объявить импичмент Акаеву. Расстрел мирных демонстрантов всколыхнул всю страну, маховик народного противостояния Акаеву стал быстро раскручиваться. Создается движение «За отставку Акаева и реформы для народа», весь 2003 год проходит в многочисленных митингах, пикетах и шествиях избирателей. Акаев инициирует Конституционное совещание, которое в течение двух месяцев вырабатывает демократический вариант изменений и дополнений в Основной Закон, но этот вариант в самый последний момент Акаев подменяет своим текстом, где оказались выброшенными все позитивные инициативы гражданского общества. И этот текст легитимизируется референдумом, не смотря на массовое возмущение манипуляциями.

Государственные СМИ изо дня в день продолжают шельмование лидеров оппозиции. Старейшина Парламента депутат Турдакун Усубалиев (бывший глава Компартии республики периода Брежнева) официально обратился в Госдепартамент США с требованием прекратить передачи радио «Азаттык» на территории Кыргызстана. Госсекретарь Осомнакун Ибраимов превратил государственный телеканал в арену инквизиции времен Вышинского и Берия. Дочь президента создает политическую партию «Алга, Кыргызстан», стремясь установить ее диктат над всей республикой.

В 2004 году власть ведет усиленную подготовку к выборам в парламент, но и гражданский сектор готовится к этому судьбоносному событию. 17 февраля 2005-го Акаев выступает по государственному телеканалу и клеймит газету «МСН», обвиняя ее в клевете на его семью, грозит подать в суд и призывает народ поддержать его. 19 февраля на том же телеканале госсекретарь Ибраимов устраивает прямой эфир с участием верноподданных заслуженных персон из числа героев и орденоносцев. Один из них (академик медицины) заявляет, что уничтожил бы на операционном столе ненавистных ему журналистов! Они, мол, так ненавистны ему за то, что резко высказываются о его любимом президенте Акаеве. Этот прямой эфир вышел за все пределы здравого смысла. 24 февраля (за 2 суток до начала парламентских выборов) отключают от эфира радио «Азаттык» и вырубают электричество в независимой типографии, работавшей на американские гранты , где печатались все оппозиционные газеты.

4 марта 2005 года в г. Жалалабат избиратели требуют от губернатора прекратить подтасовку голосов в пользу проакаевских кандидатов в депутаты. Губернатор их игнорирует. Они требуют приезда Акаева. Вместо этого – приезжает милиция и применяет против них силу. В ответ народ штурмует здание областной государственной администрации и захватывают его. Губернатор бежит. Это и стало началом революции избирателей.

Из столицы срочно присылают отборный спецназ во главе с генералом, участвовавшим в подавлении демонстрации в «кровавом 2002 году». 20 марта под его опытным руководством спецназ освобождает здание госадминистрации от митингующих. Через два часа собирается многотысячный митинг на площади, избиратели вновь захватывают здание, жестоко расправившись со спецназом. Власть окончательно переходит к народу. Через день это происходит в Оше – втором по величине городе страны.

22 марта лидер оппозиции Курманбек Бакиев прибывает в Бишкек и предлагает Аскару Акаеву сесть за стол переговоров. В ответ – президентский приказ министру внутренних дел очистить столицу от митингующих. 23 марта спецназ избивает студентов, вышедших на пикет протеста. Лидеров молодежи арестовывают, руководителя профсоюза журналистов Азамата Калмана сбрасывают в подземный переход, в результате чего он с переломом обеих ног попадает в больницу. После этого котел народных страстей просто взорвался.

24 марта митингующие взяли штурмом Дом Правительства. Акаев сбежал в Москву, его эпоха завершилась бесславно и бесповоротно. Ночью начались погромы магазинов, принадлежавших Семье и близким к властям бизнесменам. Лишь через трое суток новой власти удалось взять ситуацию под контроль. Решающую роль в этом процессе сыграл Феликс Кулов, сумев организовать заслон мародерству и анархии.

Сегодня новая власть пытается выстроить свою модель управления. Лидер оппозиции Курманбек Бакиев, возглавивший республику до проведения назначенных на 10 июля 2005 года президентских выборов, в первые дни заявлял о необходимости скорейшей модернизации устоев государства и внедрении принципов свободы слова. Но на деле пока он продолжает то, что практиковалось властями раньше. Бакиев назначил своими указами новых редакторов трех правительственных газет и руководителя государственного телерадио. Теперь они будут вынуждены исполнять волю нового хозяина. До начала предвыборного агитационного марафона есть возможность реформировать СМИ, чтобы все кандидаты в президенты получали равные условия, но этой возможностью Курманбек Бакиев воспользоваться не спешит, предлагая все реформы провести уже после выборов президента. В результате именно он получает сегодня преимущество перед всеми кандидатами на пост главы государства, поскольку контролирует государственные СМИ, объединяющие, помимо прочего, 7 областных телеканалов, 10 областных и 40 районных газет.

Чтобы говорить о свободе слова применительно к государственным изданиям, требуется указ и.о.президента о проведении перерегистрации всех государственных газет, выведении из состава их учредителей правительства, областных, городских и районных госадминистраций. Вместо такой разветвленной печатной структуры Кыргызстану достаточно иметь один общенациональный государственный печатный орган под названием – «Правительственную газету», где все ветви власти получат возможность публиковать свои проекты и материалы.

Но у нового хозяина старые советники, которые привыкли держать СМИ в узде. Они предлагают вариант акционирования, где 51 % акций будет у государства, а 49 % у трудового коллектива. Такой подход ничего не изменит по существу, множество государственных СМИ станут полу-государственными. Но войну с инакомыслием они научены вести на полную катушку, так что полу-акционерам из сферы журналистики обольщаться не стоит.

Сейчас у Кыргызстана есть уникальный шанс раз и навсегда покончить с порочной постсоветской практикой разветвленной сети государственных и полу-государственных СМИ. Наша республика продемонстрировала уникальный пример свержения авторитарного правителя в Центральной Азии, чего не прогнозировал ни один эксперт в всем мире, что для данного региона считалось просто ненаучной фантастикой. Хочется верить, что мы, кыргызы, сможем продемонстрировать здоровый пример применительно к СМИ, освободив журналистику от обязанностей «служанки государства». Журналистика не может разносить блюда, она должна отражать «блюдоносцев». В этом суть профессиональных различий.

Кубан Мамбеталиев (Бишкек), специально для «Детектор медіа» Справка «ТК» об авторе:

Кубан Мамбеталиев, 52 года. Известный кыргызский публицист, автор двух книг и сотен журналистских публикаций. Одна из ключевых персон общественно-политической жизни республики Кыргызстан.

С 1998 года возглавляет общественное объединение «Журналисты». Написанная в 1992 году Мамбеталиевым статья «С кем вы, господин президент?» была первой в Киргизии критической публикацией о президенте Акаеве.

Член Правления Фонда Сорос-Кыргызстан. Председатель Совета учредителей «Интерньюс-Кыргызстан». Член Рабочей группы Конституционного Совещания, созданного после свержения режима Акаева.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
специально для "Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
739
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду