"В материалах Гончарова среди заказчиков убийства Гонгадзе Президент Кучма не упоминается"

8 Серпня 2003
1016

"В материалах Гончарова среди заказчиков убийства Гонгадзе Президент Кучма не упоминается"

1016
Что в это раз может помешать Генеральной прокуратуре закончить расследование убийства журналиста? О подробностях расследования резонансных уголовных дел рассказывает юрист ИМИ Мария Самбур Как сообщила "Детектор медіа" юрист Института массовой информации Мария Самбур, на следующей неделе запланирована встреча представителей ИМИ и Генпрокуратуры по результатам начавшейся проверки фактов, изложенных в материалах И. Гончарова.
"В материалах Гончарова среди заказчиков убийства Гонгадзе Президент Кучма не упоминается"
Известные материалы Игоря Гончарова кто-то просто подбросил под дверь ИМИ. Конверт был без марки, тексты его заявления были написаны от руки и датированы еще февралем этого года. Сенсационные заявления сделаны бывшим подполковником МВД, подозреваемым в убийстве. Как считает Мария Самбур, если факты подтвердятся, то расследование дела может быть вскоре завершено. В беседе с корреспондентом "Детектор медіа" она также сообщила, что Генпрокуратура готова уже в августе назвать исполнителей и заказчиков и убийства донецкого журналиста Игоря Александрова. По некоторым данным, главной версией его убийства прокуратура считает профессиональную деятельность журналиста.

- ИМИ передало материалы И.Гончарова в Генеральную прокуратуру, которая уже два года не может расследовать дело об убийстве журналиста. Каковыми будут действия прокуратуры?

- Эти документы приобщены к материалам дела Гонгадзе. Мы передали заявление И.Гончарова в Генеральную прокуратуру в таком виде, как и получили. Меня постоянно спрашивают должна ли Генпрокуратура проводить графологическую экспертизу. А зачем? Генпрокуратура согласно закону обязана проверять все сообщения о преступлениях, даже анонимные, если они касаются тяжких преступлений. В его заявлении указаны фамилии возможных исполнителей и заказчиков убийства Георгия Гонгадзе, а также точное место, где И.Гончаров спрятал вещественные доказательства по делу. В заявлении говорится об этом так: "ряд доказательных материалов, фото-, видео- и телефонные записи, что касаются упомянутых выступлений, в том числе и убийства Гонгадзе в 2000 году, мною зарыты на дачном участке…, находятся в металлической коробке, дипломате и мешке".

- Существует вероятность, что что-то помешает Генпрокуратуре найти эти вещественные доказательства… Не считаете ли вы, что важно настаивать на участии общественности, по крайней мере юристов ИМИ, при изъятии этих документов Генпрокуратурой?

- В любом случае, нас закон не уполномочивает изымать вещественные доказательства. По закону это функция прокуратуры. Во всех остальных случаях – это будут доказательства, добытые незаконным путем. Другой вопрос - почему мы предали огласке эти материалы. Мы хотели, чтобы общество знало, что уже есть доказательства. От прокуратуры зависит проверка этих доказательств. Допустим, раньше, считалось, что прокуратура пытается всячески "обелить" президента, поэтому затягивает расследование дела. В материалах Гончарова среди заказчиков убийства журналиста не упоминается Президент Кучма. Возникает справедливый вопрос: кто же теперь будет мешать расследованию этого уголовного дела? ИМИ все время следит за расследованием этого дела. В Генпрокуратуре нас пообещали информировать о результатах проверок фактов, изложенных в материалах Гончарова. Если раньше единственными доказательствами были пленки Мельниченко, то в материалах Гончарова указаны конкретные лица, которых нужно допросить и установить, имели ли место указанные факты в действительности. В принципе работа не особо сложная.

У меня нет недоверия к следователям, у них хватит для этого профессионализма. Возникает вопрос – дадут ли им возможность это сделать? Но это уже зависит не от них. Ведь они тоже находятся в условиях этого государства.

- Когда появилось так называемое "дело оборотней", в пропрезидентской прессе высказывались предположения о том, что убийство Гонгадзе – их рук дело. Не может ли так быть, что это письмо – провокация.

- Нет. Хотя бы потому, что в материалах Гончарова есть обоснование всех действий. Он указывает, что изначально речь об убийстве журналиста не шла. Должны были похитить журналиста Олега Ельцова. И.Гончаров, который имел авторитет среди этих людей, заступился за него, якобы потому, что ему лично нравилась работа Олега. По сути, если проанализировать все его материалы, предыдущую службу, а он дослужился до подполковника, он – человек эрудированный, сделавший блестящую карьеру в армии, ушел в запас, и вдруг стал практически преступником. Хотя так говорить мы пока не можем, ведь суд еще не состоялся. Следствие инкриминирует ему убийство, а насколько это доказано, мы услышим в суде. Как подполковник милиции стал участником банды? Кстати во время работы в МВД он публиковался в прессе. Если проанализировать все это, напрашивается вывод, что он разочаровался в том, чем занимался всю жизнь: в правильности и порядочности работы правоохранительных органов, - и решил, что ему было дано такое право – вершить правосудие. Сам он пишет, что он не причастен к похищению Гонгадзе и его убийству, но он стал свидетелем этого преступления.

Почему он при жизни не распространил эту информацию? Трудно сказать. О том, что у него есть какие-то свидетельства убийства было известно и раньше, в то время, когда он еще был на свободе. В интервью Олегу Ельцову И.Гончаров сообщил, что, мол, "пока не время". А уже потом, после ареста, он хотел дать показания, но их, судя по его заявлению, следователи не принимали. И. Гончаров мог бы написать собственноручное признание, но только в протоколе в рамках расследования определенного дела. В данном случае И.Гончаров был свидетелем преступления, поэтому он должен был быть допрошен как свидетель. Когда ему было отказано в даче показаний, он написал заявление Генеральному прокурору. Почему это заявление не дошло в ГПУ?

- Судя по заявлению И.Гончарова, странную роль в этом деле сыграла и СБУ?

- Гончаров указывает конкретные фамилии работников СБУ, у которых есть доказательства по убийству Гонгадзе и которые им были поставлены в известность об исполнителях и заказчиках преступления. Он также называет ряд высокопоставленных лиц государства, которые не причастны к преступлению, но которым он сообщил об обстоятельствах преступления. Но реакции этих людей мы пока не видим. Хотя фамилии их известны. Они боялись? Или им мешали?

- Очень много вопросов вызывают обстоятельства смерти И.Гончарова. Почему его кремировали сразу же после смерти?

- Его кремировали, так как таковым было его желание. Но насколько я знаю, родственникам долгое время не выдавали тело из морга. Поскольку он находился под стражей, для выдачи тела нужно было разрешение следователя. А следователь поставил семье условие, что он выдаст труп, но они должны обязаться не писать жалобы о том, что И.Гончаров умер в результате перенесенных пыток в СИЗО. Родственники не сделали этого. Тем более, что он действительно был сильно избит, перенес вследствие этого несколько операций и, судя из тех писем, что он пишет, еще в феврале чувствовал приближение смерти. Причина смерти И.Гончарова еще не известна. Пока идет экспертиза по результатам исследования трупа. Она обычно длится не меньше трех недель. И, как мне сказали следователи, она еще не готова. Но говорят, что сердце не выдержало. Последнее время он был очень в плохом состоянии. Пока – это единственный, известный свидетель по делу Гонгадзе, непосредственный участник группы, работой которой было убийство людей.

- Одно время активно обсуждалась версия о том, что в эту группу входили сотрудники МВД, офицеры запаса, которые числились за хозяйственной службой министерства. А после скандала все они были уволены.

- Насколько мне известно, ходят слухи и о том, что многие из них до сих пор работают в правоохранительных органов. Интересно, что сразу после убийства Гонгадзе говорили, что это дело рук банды Киселя. В материалах Гончарова снова упоминается о том, что похищение журналиста – дело рук группировки Киселя, объединившейся с сотрудниками МВД. Если ходят слухи, они могут оказать правдой.

- Материалы Гончарова доказывают, что Гонгадзе убили случайно?

- Да, выходит, что его похитили, чтобы спровоцировать скандал в стране. Известно, что было указание спрятать его и удерживать до определенного времени.

Но случилось то, что в уголовном праве называют "эксцесс с исполнителем", когда исполнитель похищения по своим личным соображениям принял решение убить.

- Этим летом случилась еще одна трагедия – в ДТП погиб днепропетровский журналист Владимир Ефремов. ИМИ получило в свое распоряжение две видеопленки с места ДТП. Они помогли установить, что произошло на трассе?

- По пленкам что-то определить трудно. Самого столкновения на пленках нет. Тем более, что сам факт наличия такой записи мог бы быть доказательством убийства. Видео начинается с момента загорания машины. Люди, предоставившие пленки, не имеют отношения ни к силовым структурам, ни к журналистам. Одна видеокассета пришла из Черкасс, другая из Никополя. Человек честно признался, что снимал, чтобы предложить это какой-то телекомпании. Важный момент на этих видеокассетах – видно расположение машин до возобновления движения, фиксация номеров автомобилей, лиц людей. На второй видеокассете акцентировано внимание на МАЗе. Машина Ефремова была на встречной полосе, считается, что МАЗ не нарушил правила движения. Я встречалась с водителем МАЗа, но ему было еще трудно говорить, оно многого не помнил. У него – черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга. Но нам удалось в кременчугском АТП установить, что он действительно ехал в командировку, был один в машине. Но на пленке есть еще два КАМАЗа из Мариуполя. Сейчас устанавливается, законно ли они там находились, пролегал ли их маршрут движения через этот участок. Когда это будет документально подтверждено, можно буде ставить и другие вопросы. Пока их нельзя ни в чем обвинить, разве что в том, что они не оказали никакой помощи пострадавшим, а просто остановились и наблюдали за аварией.

- Можно ли уже описать картину ДТП?

- Ясной картины пока нет. Один из свидетелей рассказал, что В.Ефремов ехал на скорости 90-100 км в час. Мы изначально предполагали, что он не справился с управлением. Но мы трижды выезжали туда на большей скорости, пробовали тормозить – получается. Свидетели говорят, что ему никто не мешал. Даже если он ехал со скоростью и заехал на встречную полосу, то мог свернуть, но он этого не сделал. Почему? На эти вопросы пока нет ответов. Нет пока заключений ни пожарно-технической экспертизы, ни трассологической. Мы не знаем, ни почему ДТП произошло, ни от чего произошло загорание машины. Кстати, машина, видно из пленки, горела более 20 минут и не взорвалась. Свидетели говорят, что сразу же попытались затушить машину, но на кассете этого не видно. Как результат, машина сгорела дотла. Если в машине была неисправность, установить это сейчас невозможно. Для меня реальными есть несколько версий: либо ему стало плохо (Ефремов умер от разрыва сердца), либо в машине была неисправность.

Мастер, у которого Ефремов ставил машину на профилактику перед отъездом, сказал мне, что машина была полностью исправна. Причину неуправляемости машины надо установить. Если говорить об убийстве, тогда надо найти ответ на вопрос, кому это было нужно. Мог ли Ефремов рассказать что-то такое, чтобы изменить ход дела Лазаренко? Вряд ли. Родственники его говорят о существовании каких-то документов, досье, которые собирал Ефремов. Якобы они сгорели в машине. Но этих документов нет. Если это было убийство под видом ДТП, то тогда за его машиной должен был кто-то все время ехать. Но свидетели не подтверждают этого. Мне он не говорил ни об угрозах, ни о документах, ни о подозрениях.

- Если он вез с собой какие-то документы, значит, он собирался еще на какую-то встречу в Киеве?

- Я не услышала ответа на вопрос, какие документы он собирал, и чего они касались. Хотя и это мы не можем исключать.



- Можно предполагать, что дело будет закрыто?


- Нет, я так сказать не могу. Следователи запросили расшифровку всех его телефонных переговоров, что позволит подтвердить или опровергнуть сообщение родственников Ефремова о звонках незнакомых людей. Пока остается еще много вопросов.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1016
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду