Дмитрий Джангиров: «Нам выдают как влияние телевизора конечный результат подтасовки голосов»

6 Листопада 2001
1274
6 Листопада 2001
18:28

Дмитрий Джангиров: «Нам выдают как влияние телевизора конечный результат подтасовки голосов»

1274
Идет борьба за финансовые потоки, за экономические ресурсы… Как будет вписываться в нее наша программа - покажет время. В конце концов, мера компромисса, она ведь тоже существует. Потому что после определенного момента это уже называется не компромисс, а безоговорочная капитуляция. Начало нового политического сезона и конец предстартового затишья перед выборами ознаменовался новым витком «Великих перегонів» на «1+1».
Дмитрий Джангиров: «Нам выдают как влияние телевизора конечный результат подтасовки голосов»
Главный политический мультипликатор страны Дмитрий Джангиров продолжает этот проект без соавтора Валерия Зайцева, но зато в основном составе команды «Студии «1+1». «Телекритический» взгляд на «возвращенцев» - читайте на нашем сайте в четверг.

А сегодня Дмитрий отвечает на вопросы «Детектор медіа», самый первый из которых: насколько смело и свободно вы себя чувствуете?

- Сказать, что я полностью свободен – значило бы считать читателей идиотами. А сообщить, что полностью заангажирован - так я бы просто на это не пошел. Мы живем в стране компромиссов, где, кстати, толерантность почему-то считается позитивной чертой народонаселения. И я готов по таким правилам играть. Однако не может быть компромисса по качеству выдаваемого продукта: должно быть смешно и интересно. Если не смешно и не интересно, значит, полностью виновен в этом я, автор.

- Этот продукт должен быть еще и острым по определению.

- Другой вопрос, куда это остриё направлено. Есть некие условия существования, вообще, появления подобного сериала в эфире общенационального канала. Ведь если вспоминать часто приводимые в пример московские «Куклы» - там тоже острота была однобокая. Другой вопрос, что хозяева канала были в какой-то момент с властью в контрах: то с президентом, то с премьером. А сейчас они вообще не знают, с кем у них что...

- Но, кстати, и «Куклы» смотреть стало неинтересно.

- Не интересно, да. Безусловно.

- А было время, когда их было смотреть страшно. Казалось, что такого просто не может быть.

- Дело в том, что в каких-то своих самых острых формах они и не имели права на существование, это уже иногда бывало запредельно. Шендерович, как Че Гевара, считал, что он выполняет свой гражданский и революционный долг. Но, честно говоря, на рейтинг Путина это не повлияло.

- А вообще, на что это влияет? На что вы хотите повлиять?

- Это способствует, на самом деле, формированию гражданского общества. Независимо от того, положительно или отрицательно изображены герои, их изображение в мультипликационно-шутливой форме заведомо приближает их по восприятию к народу, делает нестрашными персонажами.

Почему еще я не боюсь компромиссов? Потому что – это иллюзия: думать, будто подобные тележанры могут повлиять на какие-то политические процессы. Это всего лишь один махонький кирпичик в огромной стене построения гражданского общества, которая ни фига не строится. Поэтому один маленький кирпичик, в свою очередь, тоже - и не помогает сторонникам гражданского общества, и не мешает противникам.

- В таком случае, как вы формулируете свою сверхзадачу?

- Моё личное самовыражение. Возможность моей самореализации, которая устраивает меня, устраивает канал и особо не мешает политическим силам. И, наверное, в целом вписывается в некую общую политическую конъюнктуру страны. Я специально читал различного рода исследования по России, которая от нас по технологиям уже на 1-2 цикла впереди: телевизионный рейтинг вообще не так сильно влияет на ход выборов. Просто зачастую нам выдают как влияние телевизора конечный результат подтасовки голосов.

Поверьте, если брать реальное волеизъявление, а не объявленное, то выяснится жуткая картина: ничего телевидение не решает.

- По вашему мнению, пресловутая легенда российского пиара «Голосуй, а то проиграешь» - это фикция?

- Конечно. В 1996-м году в России за Ельцына «вбросили» 5-6% в первом туре и чуть больше - во втором. Там даже были судебные процессы, но что уже можно доказать после того, как... Более того, и Путину примерно 3% дорисовали. Хотя его победа никаких сомнений не вызывала, но ему нужна была победа в первом туре… Есть данные параллельных, независимых источников. Мы не можем оценить влияние телевизора на процессы. Потому что влияние того, что стыдливо называют админресурсом, а на деле оно является просто подтасовкой голосов, намного выше.

- То есть вы считаете, что телевизионная избирательная кампания - просто ширма для подтасовки голосов?

- Безусловно.

- Насколько вам интересны реальные личности в качестве ваших персонажей?

- Многие интересны, многих я знаю лично.

- Насколько это влияет на творчество?

- Влияет. Некоторых я не хочу изображать. Потому что их нет возможности изобразить позитивно, а изображать негативно - нет желания.

- То есть, это просто мультсериал, героями которого могли бы стать кто угодно?

- Нет, это заведомо должны быть политически значимые фигуры. Политические реалии, т.е. взаимоотношения между политиками, их политические связи мы переносим в человеческие в рамках известных сюжетов. Например, политическое противостояние в мультфильме может быть показано, как личная вражда, и наоборот. Таким образом, происходит подмена политических связей - человеческими.

Первая часть нашего интервью никакого отношения не имеет к реальному построению программы. И как будет развиваться нынешний сериал - трудно сказать. Потому что очень остро будет протекать политическая борьба именно на этих выборах. Пожалуй, такой остроты еще не было. Я это связываю с чисто экономическими предпосылками. Предыдущие кризисы очень сузили экономический ресурс, за который идет борьба, с одной стороны. С другой - появляется, уже появился некий свободный финансовый ресурс: идет борьба за финансовые потоки, за экономические ресурсы. Это очень серьезно, тем более, что возник, (то, чего раньше не было) очень существенный российский фактор, который явно сильнее американского: американцам просто не до Украины. Так что борьба будет очень острая. Как будет вписываться в нее наша программа - покажет время. В конце концов, мера компромисса, она ведь тоже существует. Потому что после определенного момента это уже называется не компромисс, а безоговорочная капитуляция.

Я все-таки надеюсь, что сотрудничество с каналом «1+1» и лично c Александром Роднянским показало возможность нормального человеческого диалога творческих людей, которые не вчера родились: осознают политические реалии и заботятся о конечном продукте.

- Насколько просветительским может быть характер подобной программы? Входит ли в вашу задачу, грубо говоря, объяснять народу, что, собственно, происходит во власти?

- Это невозможно. Кто хочет разбираться, пусть читает «Зеркало недели». Наоборот, я работаю на существующем ассоциативном поле. Я не должен объяснять.

- Скажем иначе: насколько ваши ассоциации, исторические, литературные, мифологические аллюзии отражают реальную суть реальных политических процессов? Для вас это только игра ума, или в этих сопоставлениях все же есть некий аналитический или публицистический посыл?

- Есть, безусловно. Я же сказал, что сюжет должен полностью отражать реальную расстановку сил, распределение политических ролей. А возвращаясь к просвещению, - люди будут интересоваться: кто это? Что вы хотите, у нас реально лишь 5-6 политиков узнаваемы, к сожалению.

- Но ведь это, по сути, реклама. Вне зависимости от контекста и оценок, появление политика-персонажа - уже пропаганда его политического образа...

- Естественно, появление в любом качестве в подобной программе - это уже признание рейтинга, политической полноценности. Ведь если какого-нибудь политика не знает 80% населения, то не имеет значения, как относится к нему остальные 20%.

- Это фактор политический, коммерческий или сугубо творческий?

- Минуточку, что значит творческий? Я же не абстракционист какой-то. У нас, пардон, соцреализм - все события и их герои реальны.

- Первые серии нынешних «Великих перегонiв» обнаружили незаурядный эпический размах. Это будет тенденцией нового цикла?

- Это как сложится...

- Какой вам представляется степень оперативности отклика на события в программе?

- Оперативности большой не может быть. У нас основные события происходят в четверг (голосование в Верховной Раде) и пятницу (президент подписывает документы). Мы, соответственно, начинаем работу в ночь с пятницы на субботу. Последние изменения в сценарии возможны в среду утром. Это естественные технологические рамки. Насколько я знаю, Студия «Бабич-дизайн» - единственная в СНГ, а, может, и Восточной Европе обладает подобной технологией.

- Вы не опасаетесь, что столь комфортные обстоятельства, с одной стороны, и позиция заведомого компромисса - с другой, окажутся губительными для специфики именно этого жанра?

- Вы хотите сказать, что здесь присутствует некий цинизм? Наверное, да. Но: у меня есть и убеждения, и внутренний стержень, и, соответственно, существуют пределы компромисса.

- Жанр так или иначе заставит вас «дразнить гусей»...

- Ну, каких-то будем. Нельзя не дразнить. Острота должна присутствовать. Давайте чуть-чуть подождем. Посмотрим, как сможет существовать эта программа в условиях компромисса между остротой, предполагаемой жанром, и политическими реалиями.

- Ну, тогда это просто экстремальные условия.

- Мне кажется, важнее всего, что наши «Перегоны» существуют.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1274
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду