Секс, город и мы

12 Березня 2004
1040
12 Березня 2004
12:51

Секс, город и мы

1040
Среднестатистическая украинка, и уж тем более – украинец, не носят босоножек от Маноло Бланика. Среднестатистическая украинка, и уж тем более – украинец, не носят босоножек от Маноло Бланика, не пьют коктейль «Манхэттэн» и «Ширли Тэмпл» по ночным клубам и не покупают вечерние сумочки в виде утки, баклажана либо иного какого представителя флоры или фауны. Тем не менее, среднестатистические граждане дружно переключаются на «плюсы», когда там возникают лица героинь сериала «Секс и город».
Секс, город и мы
И дружно же переживают за милых, хоть и несносных «инфан террибль», которые на тридцать шестом году жизни в сто тридцать четвертый раз наступили на те же грабли и теперь проводят инвентаризацию своих текущих потерь.

Жить в мире, где полтора женских журнала заменяют тяжелые полки с любимыми книгами; единственное посещение зала с игральными автоматами – любовно собранную коллекцию дисков с компьютерными играми; а обширный гардероб – всякую прочую духовность и метафизику (впрочем, гардероб добрых двадцати ярдов в длину – не самое худшее, что может выпасть на долю женщины), как-то не слишком хочется. Однако это симпатичная, яркая и оригинальная субкультура, которую вполне даже можно поизучать на досуге, тем более что ежедневно на это занятие отводится не более получаса, как на скромную физзарядку в рабочий полдень.

В хорошем сериале должно играть все, не только актеры. Любая лента – это материальное свидетельство уходящей эпохи. Пройдет пятьдесят лет – и многих из тех, кого мы наблюдаем сейчас в окне телеэкрана, уже не будет в одной из реальностей – в жизни. Но на пленке они останутся навсегда, и со временем пленка превратится в реальность более весомую и значимую: они будут там – молодые и не очень, грустные и веселые, в босоножках от Маноло Бланика и костюмах от Шанель, на бежевой мебели, с коктейлями, бумажными стаканчиками и раритетными журналами в руках.

Будут играть свою – весьма важную – роль чашки и тарелки, салфетки и рекламные плакаты, афиши, неоновые вывески над магазинами и химчистками, маленькие визитные карточки и приглашения на помолвки, вечеринки и дни рождения. То, что так ценят краеведы и этнографы, а также археологи и антиквары. Им лучше других ведомо, как быстро повседневные предметы нашего обихода превратятся в редкий экземпляр, оцененный на аукционе в Сотби вдесятеро против его когдатошней цены.

Именно поэтому «Секс и город» так выгодно отличается от той же «Бедной Насти» на том же «1+1» , в которой княжна Репнина все норовит сунуть цесаревичу ладошку для рукопожатия «дощечкой» и не знает, не знает, волшебная, что подлинная княжна – 19-го века издания – под пытками не смогла бы учинить нечто подобное. Ну, а если бы и учинила – в беспамятстве и полном затмении рассудка, то бедняга цесаревич «етого» бы не перенес. Блестящая когорта старых актеров не спасает положения. Все эти юные графы, князья и бароны «и сидят не так, и свистят не то», и все это было бы смешно, когда бы не нападала тоска.

Чтобы точно зафиксировать эпоху, безошибочно вычленить из массы валового продукта ее особые приметы, нужно, прежде всего, все это любить. Все это – это и зрителя, и свою работу, и время, в котором мы живем.

Создатели «Ундины», еще одной рейтинговой представительницы сериальной линейки на «плюсах», например, «такую сильную неприязнь испытывали к потерпевшему (сиречь зрителю), что даже кушать не могли». Точно-точно. Не то что сделать качественную работу. И, вроде, все есть: море, солнце, нагретая солнцем галька, симпатичные девочки и несимпатичные юноши, терзания, страдания, ревность и прочая вампука в станадцати сериях, но отчего-то не интересно, а уныло и откровенно скучно.

Некогда Сергей Зенкин (что вел рубрику «Глоссы» в старой «Независимой газете»), сравнивая русскую и западную рекламы, разработал полноценную социокультурную концепцию, суть которой сводится к тому, что на постсоветском пространстве нечего было наследовать, кроме как советские традиции. А советская традиция агрессивна и пронизана «мужской» грубой символикой, в отличие от западной – «женской», соблазняющей, мягкой, завлекательной. Поэтому наша реклама угрожает («Ваши автомобили – у нас», читай: было ваше – стало наше; «Акула в море бизнеса»). А западная – пытается увлечь потенциального покупателя. Впрочем, Зенкина я упомянула к тому, что его соображения вполне годятся не только для рекламы, но и сериалов.

Такого количества малопривлекательных и агрессивных персонажей, как в «Ундине», в «Сексе и городе» не встретишь ни при каких условиях. В первом случае текст тяжелый, унылый, с крохотным словарным запасом. Никаких речевых характеристик персонажа – упаси Бог! Украл – выпил – в тюрьму. Создается впечатление, что герои живут в каком-то параллельном пространстве, не пересекающемся с реальной жизнью. Не столько провинциальном, сколько бесконечно маргинальном в любом проявлении. Тугодумные герои, по три серии пережевывающие каждую фразу и мысль, грустный голос за кадром, помогающий зрителям продраться сквозь дебри их размышлений и неадекватных поступков, и просто невоспитанные и неинтересные персонажи, наконец… Я уже не говорю о том, что так не разговаривают, не едят, не пьют, не переживают и не ругаются. И уже двадцать лет спустя смотреть все это не захочется, ибо незачем.

Во втором случае – искрометные короткие диалоги, подразумевающие в зрителях людей нормальных и образованных. Согласитесь, приятно, когда к тебе относятся с уважением.

И вообще, мы собирались говорить не о плохом, а о хорошем. О солнечном зайчике, пляшущем по золотым тициановским локонам Сары Джессики Паркер, и о римском профиле Криса Нота. О колонках, посвященных простым человеческим проблемам, в солидной капиталистической газете. О дружеских посиделках на пышной изумрудной траве Центрального парка и утках в пруду. О китайском кафе, за окнами которого сгущаются американские сиреневые сумерки, расцвеченные огоньками такси. О том, что по ту сторону океана тоже плачут от неразделенной любви богатые, и слезы у них не крокодильи, а вполне человеческие. О том, что на Манхэттэн большинство из нас в ближайшее время все же не переедет. Так что этот путеводитель по «Сексу и городу» будет стоять в нашей коллекции для плезиру, а не из практических соображений. Но! – чудесный яркий, остроумный текст; но куча знакомых лиц (вот вынырнула недавно посреди улицы Сибил Шепард; заглянул на огонек агент Купер-Маклахлен, когда-то прославившийся в другом замечательном сериале; говорят, будут и другие); но потрясающая фактура.

Говорят, при современном уровне развития кино хороший режиссер может поставить даже телефонную книгу.

Постепенно в нашу кино- и телеиндустрию потянулись ручейки вполне внятных денег приятного зеленого цвета, и сетовать на нехватку финансирования можно, но уже не столь актуально. Оформился и улегся, что ли, отечественный рынок рекламы – какие-то бесконечные ролики мы все равно смотрим. Нет прежней оглушительной пустоты: телевизионное пространство нуждается в новых проектах, и их непременно будут снимать. Отчего же так тяготеют наши производители к не самым лучшим образцам? Отчего не хочется сделать что-то вполне достойное и интересное: как, скажем, малобюджетный, но невероятно популярный в свое время сериал «МЭШ» или непревзойденный «Альф», снятый аж в трех интерьерах с десятком – не более – актеров? Или собственный «Секс и город»? Благо, и город у нас волшебный, и любить мы умеем не хуже других.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для "Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1040
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду