Реалисты и номиналисты

3 Жовтня 2002
1012

Реалисты и номиналисты

1012
Подборка в «Детектор медіа» за 2 октября экспертных оценок о политической цензуре и способах журналистского противодействия насилию власти смутила меня камерностью обсуждения проблемы.
Реалисты и номиналисты
Свобода слова – это не собственно журналистская проблема. И даже преимущественно не журналистская. Не хочу быть пафосным, но если журналист не чувствует себя тем органом народного тела (общества), который мыслит и говорит в интересах всего тела, то его свобода не нужна обществу. Что мы и наблюдаем.

Ведь что произошло? Мы оказались «как бы вдруг» в ситуации, когда «в доме повешенного не говорят о веревке. Особенно если в доме живет палач». Медведчука и Васильева поставили у дверей, чтобы палача не беспокоили разговорами о веревке. Вот они и стараются: служба обязывает.



Но нет никакого «вдруг» - уже, по крайней мере, восемь лет у «народного тела» - перерезана артерия, и оно истекает кровью. Валюта, сырье, энергия, все основные факторы производства опустошаются: утечка капитала. Другой ведь причины обнищания населения страны нет. И кто бросился перевязать «артерию»? Кто стал кричать «Помогите!» Чья это забота-работа?

Вместо этого придворные долгановы-сторожуки-пиховшики сделали главным предметом забот разглядывание бижутерии на «новом платье короля». Остальные журналисты в это время что делали? Зарабатывали! Ах, вот даже иногда пытались «сохранить лицо»! Даже написали о славной «яхте президента», - какая смелость! Какой эпатаж! Но это и есть «бижутерия».



Кто учил историю философии, знает, что в средние века были ожесточенные споры-диспуты «реалистов» и «номиналистов». Первые считали реальными идеи, то есть существующими натурально, например идею «дом вообще»; а видимый дом – это лишь несовершенная копия идеи. Вторые считали, что идея – это лишь имя вещи, Nomine. А реально существует только вот этот конкретный дом, и ничего больше. Драматизм тех споров был связан, конечно, не с «домами». Не «квартирный вопрос» интересовал средневековых схоластов. Всё упиралось в предельное: идеи Бога и власти. Отдай приоритет вот этому ощутимо-материальному, частно-индивидуальному, единице-человеку, и тогда «общее», «высшее», «священное», а значит, и власть папы и монарха окажется вторичным, производным. И не один только Пьер Абеляр поплатился жизнью за смелость номиналистского мировоззрения.

Когда сегодня этот самоуверенный господин Васильев, стоящий на страже у дверей своего господина, говорит об обязанности журналистов чтить ВЛАСТЬ и тем самым заботиться о государстве, об ОБЩЕМ, он, конечно, исходит при этом из концепции «реализма» и желает всех журналистов сделать «неореалистами». И нагло демонстрируемая им власть неконституционной АП, власть ОБЩЕГО, настолько же реальна, насколько реальны те многоэтажные «дома вообще», в которых «как бы» живем мы, «люди вообще».

Для стражников-васильевых нет журналистов Скрыпина, Лигачевой, Шевченко etc. с их болью и достоинством, они знают «журналистов вообще», а для этой эфемерной абстракции, воплощением которой является Оксана Марченко, не может быть цензуры по определению.



А в стане журналистов другая беда - многие стали «реалистами» еще на журфаке. А потому для них обескровленная народная жизнь не обладает достоинством реальности, она – terra incognita.

Между прочим, меня порадовала статья «Рабочий против «красного олигарха», рассказавшей о попытке донецких журналистов объединиться для защиты права рабочего на собственность, - это прекрасный пример того, как надо украинским журналистам отстаивать своё право на свободу творчества. Возможно, это единственный – не простой и не быстрый, но самый надежный - путь к свободе.

Читайте також:

ЯК ЖИТИ МОЖНА?

"Ми маємо думати про страйк", Ірина ЧЕМЕРИС

"Звичайна професія ", Сергій Черненко

"Нам нужен профсоюз. Свой в доску", Сергей Гузь

"ТАК ЖИТИ НЕ МОЖНА?", Роман Скрипін

"Тільки такою кувалдою, як страйк можна відрихтувати поведінку влади щодо ЗМІ...", Олег МЕДВЕДЄВ

Нам нужна круговая порука профессиональной чести!, Ярослав Колгушев

"Реалисты и номиналисты ", Николай Козырев

"Нам не нужны подтасовки, выдаваемые за проявление профессиональной чести ", Александр Семченко

"Українська цензура - це не ноу-хау Васильєва або Медведчука ", Серг_й Руденко

"ДЕКЛАРАЦІЯ "Про утворення громадянської іініціативи тележурналістів ", Глібовицький Євген, Скрипін Роман, Шевченко Андрій

"Журналісти вголос заявляють про існування політичної цензури в Україні ", Оксана Лисенко

"ТАК ЖИТЬ НІЗЗЯ ", Олексій Мустафін

"МАНІФЕСТ УКРАЇНСЬКИХ ЖУРНАЛІСТІВ "
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Луганск
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1012
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду