Почему мы говорим о стратегических коммуникациях?

16 Березня 2017
1306
16 Березня 2017
12:27

Почему мы говорим о стратегических коммуникациях?

"Цензор.НЕТ"
1306
Тематика деятельности в информационном пространстве сейчас стала одной из самых популярных. Внимательный анализ позволяет утверждать, что наиболее современной формой реализации своих интересов в информационном пространстве являются стратегические коммуникации. Источник: http://censor.net.ua/b5497
Почему мы говорим о стратегических коммуникациях?

Эпоха информационного общества стимулировала активное развитие возможностей противоборства в информационном пространстве. Сегодня наши сограждане, наверное, как никто в мире ощущают на себе всю силу информационной агрессии со стороны России, содержанием которой являются многочисленные информационные операции и акции.

Очевидно, что симметрично реагировать на такие угрозы лишь в формате собственных информационных операций в отношении противника - это заведомо проигрышный путь. В мире давно пришли к пониманию, что успех информационных действий возможен в результате интегрированного, скоординированного, активного сотрудничества для объединения и использования всех возможностей и средств государства (безусловно, при активном участии гражданского общества) по действиям в информационном пространстве. В западных странах это направление активно развивается под названием «стратегические коммуникации».

Проблематику стратегических коммуникаций применительно к сектору безопасности и обороны в нашей стране начинали обсуждать лишь несколько лет назад. В этой связи вспомнился один достаточно комичный случай. На совещание с участием наших партнеров по НАТО пришел советник по информационной политике одного из украинских министров. Его выступление началось со слов: «Я тут только-что «погуглил» что такое CтратКом…». И после этого с умным видом начал учить присутствующих, как Украина должна развивать сферу стратегических коммуникаций.

Безусловно, Google является хорошим помощником, но в англоязычных источниках проблематика стратегических коммуникаций исследуется достаточно давно и системно. Ее актуализацию и последующее активное развитие связывают с началом 2000-х годов, когда США и другие члены НАТО были вынуждены активно реагировать на рост террористических угроз, что привело к проведению в разных точках мира целого ряда военных операций.

Этот тезис подтверждает частота упоминаний терминов «стратегические коммуникации» и «стратегическая коммуникация» в Google:

Администрация Белого дома в документе под названием «National Framework for Strategic Communications» 2010 года дало официальное определение, согласно которому «стратегические коммуникации являются синхронизацией слов и дел, а также целенаправленными усилиями по коммуникации и взаимодействию с целевыми аудиториями».

В августе 2008 года Минобороны США в «DoD Principles of Strategic Communication» озвучило понимание стратегических коммуникаций применительно к деятельности своего ведомства. Под ними также понималась «синхронизация образов, действий и слов, чтобы добиться желаемого эффекта». Заметим, что определение и структура стратегических коммуникаций в деятельности ВС США постоянно уточняются и развиваются в сторону проблематики системных действий военных структур в информационном пространстве.

В других западных странах подходы несколько отличаются. Например, признанный в Великобритании специалист Стив Тэтхем (Steve Tatham), который здорово помог украинским силовым структурам во время событий на востоке Украины в 2014-2015 годах, вполне обоснованно считает, что стратегические коммуникации относятся к использованию системы обмена сообщениями, чтобы повлиять на изменение поведения. Он также акцентирует внимание на важности в сфере стратегических коммуникаций объединённых и скоординированных усилий правительственных структур и военных на более фундаментальном и системном уровне. Он понимает также термин «стратегические коммуникации» гораздо шире обычной синхронизации коммуникаций и обращает внимание на важность таких составляющих, как анализ целевых аудиторий, оценка эффективности проведения мероприятий и т.п.

Источник: Steve A. Tatham, "Strategic Communication: A Primer," Defence Academy of the United Kingdom, 2008, (http://www.da.mod.uk/colleges/arag/document-listings/special/08%2828%29ST.pdf).

В деятельности ООН также широко развивается направление стратегических коммуникаций. Согласно подходов в этой международной организации, стратегические коммуникации отличаются от простой передачи информации в том, что они стремятся изменить не только убеждения, но и поведение.

При попытке применения процедур стратегических коммуникаций в деятельности структур сектора безопасности и обороны Украины нас ожидает много подводных камней, часть из которых находится на уровне понятийного аппарата и различий в методологических подходах. Действительно, стратегические коммуникации активно применяются в самых различных сферах деятельности - бизнесе, PR, рекламе, деятельности масс-медиа, государственных и силовых структур, общественных организаций, что обуславливает их различное толкование и применение. И вполне очевидно, что если для «силовиков» информационные операции являются неотъемлемой частью стратегических коммуникаций, то в контексте стратегических коммуникаций применительно к работе неправительственных организаций это вообще запретная тема.

В зависимости от сущности организации, стратегические коммуникации могут быть ранжированы от маркетинга до политики. Эмили Тайнс (Emily Tynes, Director of Communications for «ACLU») в своей работе по стратегическим коммуникациям для некоммерческих структур обращает внимание, что «в мире неправительственных организаций стратегические коммуникации являются скоординированным использованием всех доступных каналов связи для продвижения и влияния в публичной политике, и формирования повестки дня».

Другой причиной многообразия подходов является наличие и активное использование похожих направлений деятельности. Приведем их небольшой и далеко не полный список:

- стратегические коммуникации;

- коммуникационная стратегия;

- стратегия коммуникаций;

- правительственные коммуникации;

- кризисные (антикризисные) коммуникации.

Даже специалистам иногда тяжело определить и разграничить их предметную область, не говоря уже о руководителях высокого уровня, принимающих решения, но не являющиеся профильными специалистами.

Кстати, похожую проблему многочисленности подходов уже неоднократно решали наши западные партнеры. В 2007 году на первом (теперь уже ежегодном) семинаре по стратегическим коммуникациям (прошел под эгидой МО США на базе одного из военных ВУЗов) его участники в отчетном докладе зафиксировали следующее:

«За последние несколько лет термин «стратегическая коммуникация» стал пользоваться растущей популярностью. Однако различное использование этого термина… привело к существенному беспорядка. В результате мы полагаем, что необходимо начать этот доклад с разъяснения того, что мы (т.е. участники семинара - ред.) подразумеваем под стратегической коммуникацией.

К «стратегическим коммуникации» … относим:

синхронизацию слов и дел и то, как они будут восприняты избранными аудиториями;

программы и действия, сознательно нацеленные на общение и привлечение целевых аудиторий, включая … посредством связей с общественностью, публичной дипломатией и информационными операциями».

Источник: Murphy D.M. The Trouble with Strategic Communication(s) // IO Sphere. Winter. 2008. С. 24.

Желающих вникнуть в проблематику стратегических коммуникаций ожидают и другие «подводные камни». По той банальной причине, что практически каждая страна в понятие стратегических коммуникаций вкладывает свой смысл. В ряде случаев под вывеской стратегических коммуникаций ведется всего лишь работа на уровне ведомственной пресс-службы с соответствующими функциями и возможностями.

Почему мы вынуждены говорить о проблеме многообразия подходов? На сегодня продвигается много «общественных проектов» (часть из которых является на самом деле бизнес-проектами под прикрытием назвали «СтратКом») якобы для силовых структур и в интересах АТО, которые на самом деле к стратегическим коммуникациям в западном понимании этого термина никакого отношения не имеют. Какая польза от таких проектов нашим бойцам на передовой - вопрос открытый, но это тема для другого разговора.

Целесообразность использования опыта отдельно взятых государств мира в области стратегических коммуникаций никто не оспаривает. Учитывая многообразие взглядов, мы представим в отдельной публикации сравнительный анализ подходов основных западных стран в этой сфере.

Но ориентиром для практической деятельности для нас может и должен стать опыт именно НАТО. Во-первых, налицо заметное продвижение этой международной структуры в сфере обеспечения своей информационной безопасности. Во-вторых, в своих нормативных документах Украина задекларировала задачу (и одновременно обязательство) достичь оперативной совместимости с аналогичными структурами Альянса.

В действующей «Политике НАТО по стратегическим коммуникациям» нормативно определено, что «стратегические коммуникации являются скоординированным и надлежащим использованием НАТО коммуникационных действий и возможностей - таких как публичная дипломатия, связи с общественностью и военные связи с общественностью, информационные и психологические операции в поддержку политики Альянса, операций и мероприятий, а также в целях продвижения целей НАТО».

В свою очередь, в декларации Саммита НАТО в Страсбурге и Келе 2009 года было подчеркнуто, что стратегические коммуникации являются неотъемлемой частью наших усилий по достижению политических и военных целей Альянса. Сегодняшнее информационное пространство, характеризующееся режимом новостей в формате «24/7», ростом социальных сетей, а также взаимосвязями аудиторий за пределами территории стран-членов НАТО, напрямую влияет на то, как действия НАТО воспринимаются ключевыми аудиториями. Это восприятие всегда актуально и может иметь прямое влияние на успех политики и операций НАТО. Альянс должен использовать различные каналы коммуникации, включая традиционные СМИ, интернет-СМИ и взаимодействие с общественностью для повышения осведомленности, понимания и поддержки своих решений и действий. Это требует последовательного институционального подхода, координации усилий с государствами-членами НАТО, а также между всеми соответствующими участниками, и в соответствии с согласованной политикой НАТО, процедурами и принципами.

А также очень важна разработка концепцій реформирования и правильность координирования сферы государственных коммуникаций совместно с Секретариатом Кабинета Министров и СНБО Украины. Это является одной из наших приоритетных задач сегодня.

Стоит заметить, что ненадлежащая работа и отсутствие должной координации в сфере стратегических коммуникаций формирует негативный имидж страны для международного сообщества, обвинения в ущемлении свободы слова, нарушение международных стандартов об освещении информации с зоны боевых действий, распространение слухов и ложной информации со стороны противника из-за отсутствия достоверной информации. Конечно, противник может использовать всё это в своих информационно-психологических операциях против нас.

Надеемся, что в течение следующих нескольких лет мы сможем выйти на уровень соответствия лучшим практикам НАТО в сфере стратегических коммуникаций и укрепить коммуникационные связи между властью и обществом.

Очевидно, что вопрос стратегических коммуникаций представляет для нас интерес не абстрактно, а применительно к проблематике обеспечения национальной безопасности Украины. Поэтому в ближайшее время мы вернемся к разговору о том, каким образом могут быть реализованы механизмы стратегических коммуникаций в деятельности сектора безопасности и обороны нашего государства.Источник: http://censor.net.ua/b5497

"Цензор.НЕТ"

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
"Цензор.НЕТ"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1306
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду