ПРОЕКТИ
14:20
Субота, 21 Січня 2017

Мониторинговый обзор ситуации со свободой слова в Крыму за второе полугодие 2016 года

Мониторинговый обзор ситуации со свободой слова в Крыму за второе полугодие 2016 года
Мониторинговый обзор ситуации со свободой слова в Крыму за второе полугодие 2016 года

Данный мониторинговый обзор ситуации со свободой слова и выражения мнений в Крыму подготовлен Центром информации по правам человека (humanrights.org.ua) на основании материала, собранного и задокументированного организацией во втором полугодии 2016 года. Документ содержит обзор случаев нарушения свободы слова и выражения мнений в Крыму, в частности нападений и физического насилия, повреждения имущества, уголовного и административного преследования, в т.ч. допросов, обысков, арестов, штрафов, ограничений теле- и радиовещания, а также блокирования СМИ в интернете, отказов в доступе к информации, запретов на проведение съемок, увольнений с работы, угроз, цензуры и других случаев давления на журналистов, блогеров, а также других граждан, выражающих свое мнение публично или распространяющих информацию. Данные получены по результатам сбора информации «из первых рук» (наблюдение за ситуацией и событиями в Крыму, интервьюирование представителей ключевых целевых групп), на основе официальных источников и законодательной базы, а также других открытых источников (сообщения правозащитных организаций, СМИ), которые проходили дополнительную верификацию.

Нападения и физическое насилие:

В июле 2016 года совершено нападение на пресс-секретаря «Федерации независимых профсоюзов Крыма» Галину Балакину и телеоператора федерации. Они пришли на предприятие «Крымтроллейбус» по приглашению профкома, чтобы разобраться с жалобами коллектива на необоснованные увольнения и сокращение зарплат. «Мы начали с осмотра, где медсестра… рассказала, что нет элементарных медицинских препаратов. Во время работы нашей съемочной группы в медпункт ворвались мужчины крепкого телосложения во главе с заместителем гендиректора Сергеем Витязем. Мужчины угрожали разбить нашу камеру, закрывали объектив и выталкивали нас в грубой форме из медпункта. В результате этого нападения на моем теле остались синяки», - сообщила1 Балакина. По ее словам, их защитили водители, которых потом угрожали уволить. Пророссийский еженедельник «Новый Крым» посетовал на то, что этот инцидент «властями остался незамеченным, хотя сцена нападения была заснята на камеру, а видеофильм с этой сценой показан по телевидению» 2 и потребовал дать оценку произошедшему.

Уголовное преследование:

18 июля 2016 года в доме ялтинской активистки Ларисы Китайской был произведен обыск. По словам самой Китайской, постановление о проведении обыска не предъявлялось. Один из силовиков назвался сотрудником Федеральной службы безопасности (ФСБ) Богданом Владимировичем. Другой представился следователем из Следственного комитета Иваном Андрусенко. Обыск производился в присутствие понятых, по итогам изъята компьютерная техника. По данным Крымской правозащитной группы, 10 августа2016 года старший следователь следственного отдела по городу Ялта Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Крыму Иван Андрусенко возбудил уголовное дело №2016497071 в отношении Ларисы Китайской. По данным прокуратуры, Китайская подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды по признакам национальности, совершенные публично) за публикацию своих мнений в социальной сети Facebook. Основанием для возбуждения уголовного дела послужил пост в социальной сети Facebook. Согласно постановлению, неопознанное лицо в период с февраля по август 2015 года разместило на странице соцсети Facebook под псевдонимом «Лариса Китайская» текст. Текст содержит фразу с негативной характеристикой «русского народа». По мнению следствия, текст содержит высказывания, которые могут вызвать у «неопределенного круга лиц» возбуждение ненависти к «какой- либо социальной группе». 12 августа 2016 года активистке вручили подозрение о совершении преступления и подписку о невыезде. Ее вызвали на допрос к следователю, где предъявили ей многочисленные скриншоты, якобы сделанные с ее страницы в сети Фейсбук. Она отрицает, что размещала эти тексты. 29 августа 2016 года защита Ларисы Китайской подала жалобу на постановление о возбуждении в отношении нее уголовного дела. Она считает, что дело против нее сфабриковано с целью политически мотивированного преследования. Китайская открыто выражала свою поддержку территориальной целостности Украины, публично участвовала в движении Евромайдан-Крым в Ялте в 2013-2014 гг.

4 октября 2016 года в Алуште сотрудники УФСБ по Крыму и Севастополю задержала редактора издания «Твоя газета» Алексея Назимова. В этот же день был задержан видеооператор издания Андрей Облезов. Согласно предъявленному обвинению, редактору инкриминируется коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством, а корреспонденту – посредничество в вымогательстве. Также по этому делу был задержан в качестве посредника депутат Алуштинского городского совета Павел Степанченко. Редактор Алексей Назимов и депутат Павел Степанченко до конца прошлого года были представителями Коммунистической партии РФ и активно критиковали накануне выборов действия членов правящей партии «Единая Россия». 6 октября 2016 года Алуштинский городской суд избрал всем им меру пресечения в виде содержания под стражей. При этом во внимание не были приняты аргументы о том, что печатное издание не выходит с 2015 года, а деньги, с которыми был задержан редактор, предназначались для ряда рекламных публикаций в сети интернет. Назимов честно и непредвзято освещал все проблемы города, поэтому оказался фигурантом дела о коммерческом подкупе, заявила редакция «Твоей газеты». В редакции также отметили: со Степанченко также разобрались, т.к. он давно стал «неугодным властям из-за своей активной работы по выявлению многочисленных нарушений». «Так, например, буквально накануне им было подано заявление о фальсификации выборов в Алуште и незаконном исключении наблюдателей…. В результате дело тихо замяли, а депутат оказался за решеткой по откровенно сфабрикованному делу», - заявила редакция.

22 декабря 2016 года Верховный суд Крыма оставил апелляционную жалобу редактора алуштинского издания «Твоя газета» Алексея Назимова без удовлетворения, а его самого под стражей до 6 января 2017 года. По словам Назимова, за три месяца нахождения под стражей, он не видел, чтобы следствие проводило по его делу какие-либо существенные действия, кроме одной экспертизы. В тоже время представитель обвинения, аргументируя в суде позицию о продлении ареста Назимова, отметила, что он является редактором СМИ и может «оказать влияние на общественное мнение».

5 октября 2016 года в Феодосии в доме крымскотатарского активиста Сулеймана Кадырова прошел обыск с участием группы вооруженных лиц в масках. Впоследствии выяснилось, что обыск проводился на основании постановления судьи Игоря Родионова на проведение осмотра в подозрении к призывам к непризнанию границ Российской Федерации. 11 октября 2016 года в отношении Сулеймана Кадырова возбудили уголовное дело за «сепаратизм». По словам адвоката Эмиля Курбетдинова, 18 октября 2016 года сотрудники ФСБ ознакомили Сулеймана Кадырова с постановлением о проведении лингвистической экспертизы, в ходе которой будет изучаться содержание видеообращения некого Демьяна Демьяченко, под которым в одной из социальных сетей Кадыров якобы написал комментарий, ставящий под сомнение территориальную принадлежность Крыма.

Участник севастопольского движения «Ультрас» осужден к двум годам и двум месяцам лишения свободы (условно) за призывы в интернете к освобождению Крыма военным путем. 24-летнего жителя Севастополя, имя которого не разглашается, Ленинский районный суд Севастополя признал виновным в публичных призывах к экстремизму. Также его лишили права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов и распространением любых материалов в интернете.

3 ноября 2016 года сотрудники Следственного комитета возбудили уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Гранд Медиа», ООО «Промедиа» и ООО «Ника Медиа»Алексея Амелина. Официально поводом для этого послужила дача взятки сотруднику Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) за «сокрытие и непривлечение к административной ответственности, а также невыдачу предписаний об устранении выявленных нарушений закона на возглавляемых им предприятиях». Напомним, Алексей Амелин получил контроль над основным количеством FM- радиочастот в Крыму в феврале 2015 года в результате дискриминационного конкурса по перераспределению радиочастот5 , по итогам которого у всех работающих в Крыму частных радиокомпаний отобрали частоты вещания. Мониторы Центра информации в Крыму проверяютналичие связи между уголовным делом, возбужденным против Амелина, и профессиональной деятельностью СМИ.

7 декабря 2016 года следователи в Крыму вручили журналисту Мыколе Семене постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Семену обвиняют в призывах к нарушению территориальной целостности России (ч. 2 ст. 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).По словам его адвоката Эмиля Курбединова, материалы уголовного дела насчитывают около 6 томов. Напомним, весной 2016 года в Крыму прошли массовые обыски, в том числе у независимых журналистов, которых подозревали в сотрудничестве с проектом «Крым.Реалии» Радио Свобода. Против Николая Семены было возбуждено уголовное дело, а российское следствие запретило ему покидать полуостров. 23 августа 2016 года защита Мыколы Семены обратилась с ходатайством, чтобы выпустить его из Крыма на лечение в Киев в Институт нейрохирургии им. академика Ромоданова, однако крымское управление ФСБ России отказало в удовлетворении ходатайства. 28 ноября 2016 года Семена из-за запрета на выезд из полуострова не смог собственноручно получить6 в Брюсселе европейскую премию в области свободы слова им. Павла Шеремета, которую ему должны были вручить в рамках восьмой ежегодной ассамблеи Форума гражданского общества Восточного партнерства.

Административное преследование:

18 сентября 2016 года в Симферополе полицейские задержали гражданского активиста Алексея Шестаковича. Официальной причиной силовики назвали подозрение в употреблении наркотических средств. Шестакович расценил свое задержание как реакцию на заявленный им пикет ФСБ 20 сентября. Онзаявил, что его подозревают в рисовании под трафарет призывов, призывающих к бойкоту выборов в Крыму7 . 20 сентября Железнодорожный суд Симферополя назначил активисту Алексею Шестаковичу штраф в размере 1000 рублей за экстремистский пост в соцсети «Вконтакте», якобы написанный им в 2010 году. Речь идет о видеозаписи «Последняя видеозапись ребят из Приморских партизан», признанной «экстремистской». По словам журналиста Яны Гончаровой, сотрудник Центра «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации – Авт.) также рассказал в суде, что, по его мнению, Шестакович причастен к леворадикальному движению и размещению на стенах города трафаретных надписей о бойкоте выборов 18 сентября. 26 октября 2016 года Шестаковича задержали на несколько часов и провели в его доме обыск. «Мне зачитали постановление районного суда и начали обыск. С понятыми-казаками, человек восемь, проводили процедуру. Раскидали вещи, перекопали все грязное белье и перечитали все мои черновики-заметки. Ничего не нашли. Изъяли два жестких диска с компьютера», – сообщил Шестакович. По словам активиста, его отвезли в симферопольский «Центр Э», где составили протокол о том, что в моче активиста якобы был обнаружили каннабинол. 1 ноября 2016 года судья Верховного суда Крыма Наталия Терентьева оставила в силе решение Железнодорожного суда Симферополя в отношении Алексея Шестаковича за размещение публикации в социальной сети в 2010 году. Его обвинили в нарушении ст. 20.29 КоАП РФ (Производство и хранение экстремистских материалов). По данным Крымской правозащитной группы, суд проигнорировал факты, что Крым в 2010 году находился под юрисдикцией Украины, а опубликованное Шестаковичем видео было включено в список экстремистских материалов только в 2013 году. Шестакович подал запрос в Железнодорожный районный суд Симферополя о предоставлении ему постановления, на основании которого у него в квартире 26 октября 2016 года проводился обыск. Суд ответил, что такой информацией не располагает, и рекомендовал активисту обратиться за этой информацией в органы, проводившие обыск. В МВД Шестаковичу сообщили, что не обязаны предоставлять копию постановления суда. Однако сотрудники полиции при проведении обыска обязаны предоставить документ, на основании которого проводится обыск. 29 ноября 2016 года ФСБ РФ вызвали Шестаковича в Центр по борьбе с экстремизмом для того, чтобы он забрал изъятые при обыске 26 октября жесткие диски с компьютера.

Аресты и незаконные задержания:

28 июня 2016 года в Гурзуфе во время собрания местных жителей на пляже«Гуровские камни» сотрудники полиции задержали съемочную группу телеканала «Крым 24». Журналистов доставили в отдел, где с них были взяты пояснения. Протокола о доставлении, а также протокола об административном задержании не составлялось. Через два часа журналистов отпустили. В связи с тем, что телеканал финансируется из бюджета, сотрудники СМИ не обжаловали действия сотрудников полиции и отказались предоставить более подробную информацию о происшедшем.

16 сентября 2016 года полицейские задержали жителя Евпатории, гражданского активиста Сергея Васильченко. Причиной послужили фото с надписями о бойкоте выборов в Госдуму, которые мужчина выложил в соцсети. По его словам, двое полицейских, один из которых представился как Сергей Бойцов, пришили к нему домой, отобрали российский и украинский паспорт и увезли в отделение. Там насильно взяли отпечатки пальцев, сделали фото и обвинили в призывах бойкотировать выборы. При этом, сказал Васильченко, силовики оказывали на него психологическое давление, грозя «отдать на пытки ФСБшникам», и открыто угрожали физической расправой. Ему не дали позвонить родным и не предоставили адвоката. Затем полицейские поехали к нему домой, где провели обыск. Изъяли ноутбук, носители информации и два загранпаспорта. Гражданские и загранпаспорта в протоколе изъятия указаны не были. После этого Васильченко снова забрали в отделение, где под угрозой заключения и сексуального насилия («отправления в камеру к петухам») сняли с ним видео. «Проговаривали текст, который я повторял под запись. Заставили еще раз собственноручно написать «признания», - заявил Васильченко. На следующий день мужчина покинул свой дом, опасаясь возможного задержания: «На данный момент я, опасаясь за свою жизнь и здоровье, не собираюсь возвращаться домой до момента гарантий личной безопасности».

3 ноября 2016 года в Симферополе сотрудники Центра по противодействию экстремизму ворвались в дом, где проживал Сергей Васильченко. Его близкие утверждают, что полицейские угрожали пожилому отцу мужчины оружием. В квартире был произведен обыск, изъят ноутбук. После завершения обыска самого Васильченко увезли в Евпаторию (по месту регистрации), где в тот же день приговорили к административной ответственности — десяти суткам ареста. По информации матери задержанного, основанием для приговора стал протокол за распространение «экстремистских материалов». По имеющимся данным, речь идет о републикации в социальной сети материалов в 2013 году. В 2015 году эти материалы были признаны экстремистскими. Васильченко при этом все обвинения отрицает, говоря, что они связаны исключительно с его политическими взглядами.

18 сентября 2016 года сотрудники полиции задержали и доставили в ОВД «Центральный» Управления МВД России по г. Симферополю журналиста «Российской газеты» Марину Резникову. Основанием для задержания стал ее профессиональный интерес и фотографирование дома, где проживает глава Республики Крым Сергей Аксенов. В результате задержания Резникова дала пояснения и была отпущена без предъявления обвинений. После этого она заявила, что не имеет к правоохранителям никаких претензий.

Обыски:

28 декабря 2016 года в Симферополе связи с «подозрением в хищениях государственных средств» правоохранители совместно с сотрудниками ФСБ провели обыск и выемку документов на телеканале «Миллет». «Правоохранительные органы разбираются. У них есть подозрения о хищениях», – заявил «глава» Крыма Сергей Аксенов. В прокуратуреи МВД Крыма ситуацию комментировать отказались, сославшись на то, что дело не в их компетенции. В ФСБ также добиться ответа не удалось: «Мы не комментируем ситуацию», – заявили агентству «Новый День» в пресс-службе ФСБ Крыма. По словам10 председателя Государственного комитета Крыма по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Заура Смирнова, проверки на телеканале «Миллет» были связаны с обоснованием произведенных закупок, в том числе и приобретенного телевизионного оборудования. Заявлений о давлении или вмешательстве в редакционную политику руководство телеканала не делало. Мониторы Центра информации по правам человека продолжают собирать информацию о возможном наличии связи между обыском и профессиональной деятельностью СМИ. Напомним, лояльный к оккупационным властямтелеканал «Миллет» был зарегистрирован в 2015 году как общественный крымскотатарский телеканал вместо существовавшего ранее в Крыму телеканала ATR, который не смог получить регистрацию для работы в Крыму и продолжает свою работу на материковой части Украины. «Миллет» финансируется из бюджета РФ.

Допросы:

25 сентября 2016 года редактора газеты «Алубика» Рагима Гумбатова вызвали на допрос в Управление Следственного комитета по Республике Крым. Сам Гумбатов предположил, что допрос может быть связан с его профессиональной деятельностью, однако в дальнейшем отказался раскрывать подробности общения со следователем, ссылаясь на тайну следствия.

Угрозы:

19 июля 2016 года прокурор Крыма Наталия Поклонская заявила11, что крымские журналисты, не согласные с аннексией полуострова, должны высказывать свою точку зрения, не нарушая законы России. Она отметила: «Пусть журналисты высказывают свои мысли и точки зрения в соответствии с требованиями закона и не нарушают закон РФ о противодействии экстремизму. А то ведь они как высказывают:«Надо отвоевывать, возвращать силой [Крым], и никак иначе!» Хотят войны? К чему они призывают? Хотят обратно в Украину? Ну, так пусть едут, никто не держит».

28 ноября 2016 года стало известно, что ялтинский блогер Сергей Псарев получил угрозу убийства его вместе с 3-летним сыном за публикацию видеоролика о скандальной стройке на склоне по улице Красных партизан. По словам Псарева, угрожающий явно имел отношение к стройке. Так, комментатор под ником Alex Lebedev утверждал в комментариях, что «с документами там все в порядке, геодезия проводилась, риска оползня там не существует». «Имя, место жительства и взгляды твои понятны. Осталось умножить тебя на ноль. Если успеешь – вали, даю фору…», «Ты мертвец. Просто тебе об этом неизвестно. Хорошо, что ты рядом – легче достать. Номер авто есть, имя, адрес…». Кроме того, комментатор намекнул о своей осведомленности о составе семьи героя видеоролика и заявил о намерении поджечь их автомобиль. Блогер заявил, что намерен обратиться в полицию для установления личности этого комментатора и привлечь к его ответственности.

Изъятие или повреждение имущества:

15 июля 2016 года двери помещения, в котором находятся редакция крымскотатарской газеты «Авдет» и региональный меджлис Симферополя, были заблокированы. Член Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелялов сообщил, что намеренную порчу замков дверей совершил Тейфук Гафаров, который является бывшим членом Меджлиса и на данный момент занимает пост в органах де-факто власти (заместитель главы администрации города Симферополя). В результате таких действий сотрудники редакции газеты не смогли попасть в помещение редакции, чтобы осуществлять журналистскую деятельность.

Цензура:

11 октября 2016 года на редакционную почту сайта «Новости Севастополя» пришло письмо от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в котором Роскомнадзор потребовал удалить статью о том, что несколько жителей одного из домов города заявили о готовности совершить акт самосожжения и выступить таким образом против попыток рейдерского захвата их квартир. Ведомство обвинило ресурс в пропаганде суицида и пригрозило заблокировать его, если статья не будет удалена. «Естественно, данная публикация была удалена, - сообщила редакция. – Остается только сожалеть, что в РФ нет органа, контролирующего деятельность чиновников и правоохранителей, способных довести граждан до рокового шага». Сайт оценил письмо как проявление цензуры .

Блокировка сайтов и вещания:

29 июля 2016 года прокуратура Крыма заявила, что намеревается ограничить доступ к 60 интернет-ресурсам. С этой целью прокуратура Крыма подготовила и направила в Генеральную прокуратуру РФ заключения о наличии на 60 интернет-ресурсах призывов к осуществлению экстремистской и иной противоправной деятельности. Одним из оснований для ограничения доступа к сайтам прокуратура считает «недопущение распространения идеологии экстремизма». Определение «идеологии экстремизма» содержится в указе «главы Крыма» Сергея Аксенова «Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015 –2018 годы»16. Согласно документу, «под идеологией терроризма (террористической идеологией) понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности, а равно иных деструктивных идей, которые привели или могут привести к такой идеологии». Таким образом, преследуются и ограничиваются не только деяния, но и мысли и идеи. Определение расплывчато и не имеет четких правовых рамок, в связи с чем приводит к тому, что сотрудник ФСБ или прокуратуры может субъективно определять, является идея «деструктивной» или нет.

В начале августа 2016 года в Крыму ряд провайдеров стал блокировать доступ к ряду интернет-изданий на территории Крыма. Так, 1 августа2016 года сайт «Крым.Реалии» (спецпроект «Радио Свобода») сообщил о частичной блокировке доступа в Крыму. Доступ к сайту был заблокирован у провайдеров «Воля», «Ардинвест», «Тринет», «Миранда-медиа», «Скай-лайн», «Апекс Крым» (Керчь), «Kerch.net». При этом в Феодосии и Севастополе сайт продолжал работать. Регионально доступ был заблокирован преимущественно в северной, центральной и восточной частях полуострова. Пользователям при попытке входа на сайт отображалось окно с информацией о том, что доступ к данному ресурсу ограничен. Прокурор Крыма Наталья Поклонская сообщила, что сайт «Крым.Реалии» заблокирован на основании собранных прокуратурой Крыма материалов, в том числе материалов сотрудников отдела противодействия экстремизму и терроризму17). «Все действия, который сейчас происходят с «Крым.Реалии», - это действия по инициативе прокуратуры Республики Крым», - заявила Поклонская.

2 августа 2016 года о блокировке доступа в Крыму сообщили сайты «События Крыма», «Меридиан Севастополь», «Черноморка».

3 августа 2016 года спикер крымского парламента Владимир Константинов возмутился вещанием в Белогорском районе украинского телевидения. По его словам, в этом районе вещает исключительно украинское ТВ, и нет российского сигнала. «Обязательно разберусь с этими вопросами, - написал Константинов на своей странице в Фейсбуке . – Почему местное руководство оставалось безучастно до сих пор – для меня вопрос».

4 августа 2016  года жители Ялты сообщили, что блокируется доступ к сайту «Обозреватель». Телеканал АТР сообщил, что доступ к его сайту в Крыму также частично ограничен.

5 августа 2016 года сооснователь общественной инициативы «Крым СОС» Алим Алиев сообщил, что в Крыму был закрыт доступ к сайту «Крым-СОС». В официальном реестре запрещенных сайтов krymsos.com отсутствовал, однако пользователи сообщали об ограниченном доступе.

7 августа 2016 года Крымская правозащитная группа сообщила о блокировании в Крыму доступа к украинским сайтам «Апостроф», «UAinfo» и сайта телеканала СТБ.

8 августа2016 года поступила информация, что провайдеров в Первомайском, Раздольненском, Красноперекопском, Джанкойском и Черноморском районах предупредили, что в течение суток будет отключен интернет. В этот же день украинский сайт «Громадське радіо» по требованию Генеральной прокуратуры РФ был заблокирован Роскомнадзором на территории РФ и Крыма. Причиной блокирования названа статья об организации «Хизб ут-Тахрир» и арестах в Крыму крымских татар, размещенная на этом сайте. Соответствующее уведомление от Роскомнадзора пришло в редакцию «Громадського радіо».

3 декабря 2016 года «министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым» Дмитрий Полонский заявил, что украинское вещание будет заблокировано, потому что это не соответствует российскому законодательству. Так он прокомментировал начало строительства телекоммуникационной башни возле села Чонгар Херсонской области, которая будет транслировать украинское радио и телевидение на южные районы области и Крым. «У нас достаточно технических средств, чтобы пресечь неразрешенное российским законодательством вещание на территории республики Крым», – сказал Полонский .

12 декабря 2016 года интернет-проект  StopFakeзаявил о блокировании на территории Крыма. По словам сооснователя проекта StopFake Марго Гонтар, издание также частично было заблокировано на территории России. «Из некоторых точек Москвы нас не видят, но из других мест в той же Москве на нас можно зайти. У всех, кто не мог перейти на сайт, появилось сообщение от Роскомнадзора о том, что этот сайт не рекомендован», – пояснила21 Гонтар. Проверка в начале 2017 года показала, что Stopfake.org работает на территории Крыма. Stopfake.org занимается проверкой и опровержением искаженной информации и пропаганды о происходящем в Украине, которая распространяется в СМИ. Сайт был запущен 2 марта 2014 года преподавателями, выпускниками и студентами Могилянской школы журналистики и программы для журналистов и редакторов Digital Future of Journalism. Проект не связан и не поддерживается финансово правительственными организациями Украины.

По состоянию конец декабря 2016 года на территории Крыма остаются заблокированными сайты интернет-изданий «Крым.Реалии», «Центр журналистских расследований», «Цензор.нет», «Blackseanews.net», «15 минут», QHA, «Украинская правда». В тоже время в ходе проверки выяснилось, что не заблокированным оказался сайт «События Крыма», который был заблокирован ранее.

Отказ в доступе:

18 сентября 2016 года, во время выборов в Госдуму РФ, на одном из избирательных участков в поселке Октябрьский (Красногвардейский район) комиссия удалила из помещения журналиста Венеру Ганиеву. Аргументы о наличии аккредитации ЦИК членами комиссии во внимание приняты не были. Удаление состоялось перед началом подсчета голосов.

27 октября 2016 года в Симферополе в Верховном суде Крыма перед оглашением решения по жалобе политзаключенного Андрея Коломийца на приговор в отношении него судебный пристав с нагрудным знаком ОП 27716 запретил без пояснения причин корреспонденту российской «Новой газеты» Ивану Жилину войти в зал заседаний вместе с другими слушателями. Свидетелем правонарушения был адвокат Тарас Омельченко.

28 октября 2016 года в Симферополе во время торжественной закладки камня в фундамент Соборной мечети представители муфтията и органов местной власти запретили съемочной группе интернет-издания Crimean Tatars Club пройти к месту события. Причиной такого запрета послужило отсутствие у них удостоверений сотрудников СМИ, а также мнение о том, что сюжеты этого интернет-проекта будет использовать крымскотатарский телеканал ATR, который находится в Киеве. CrimeanTatarsClub – это интернет-издание, которое создано как источник актуальной информации о жизни крымских татар в Крыму, об истории этого народа, его обычаях и традициях. Портал создан бывшими сотрудниками крымскотатарского медиахолдинга ATR, в продакшн-студии Qara Deniz Production.

23 ноября 2016 года в Центральном районном суде Симферополя перед очередным заседанием по делу «26 февраля» 22 судебные приставы пытались воспрепятствовать журналисту Радио «Свобода» Антону Наумлюку пройти в здание суда с фотоаппаратом. Затем эти же приставы пытались не пустить его в зал заседаний, игнорируя просьбу родственников и наличие свободного места. После заседания Наумлюк записывал интервью с адвокатом Эдемом Семедляевым и снял, как выезжает автозак, после чего один из приставов передал через адвоката угрозу, что, если это видео будет в интернете, журналист больше в этот суд не попадет.

В декабре 2016 года журналистам газеты «Крымский телеграф» аннулировали аккредитацию в Совет министров Крыма и запретили посещать его мероприятия. По словам источника, такое решение было принято пресс- секретарем главы Крыма Сергея Аксенова Екатериной Полончук на основании того, что издание на странице юмора публиковало фотографии сотрудников Совета министров Крыма с ироничными подписями (этой традиции издания - семь лет). Полончук свое решение аргументировала тем, что журналисты представляют читателю необъективную информацию о деятельности органа власти. Редакция обдумывает необходимость обжалования этих действий.

Запрет на проведение съемок:

10 ноября 2016 года администрация города Джанкой на официальном сайте23 разместила объявление о планируемом в третьей декаде месяца антитеррористическом учении на территории города. При этом в сообщении указывается, что на период учений запрещается фото- и видеофиксация, а нарушители будут привлечены к ответственности. Это противоречит действующему на территории Крыма законодательству, которое предусматривает ограничения на фото- и видеосъемку антитеррористических действий только в условиях введения правового режима «контртеррористическая операция».

Потеря работы:

В июле 2016 года Виктор Качула, которого ранее уволили с должности главного редактора крымской украиноязычной газеты «Кримська світлиця», подал в суд на Национальное газетно-журнальное издательство и Министерство культуры Украины. Он не согласен с приказом о переводе редакции издания в Киев и увольнении большей части сотрудников. Напомним, газета «Кримська світлиця» около 20 лет финансировалась из государственного бюджета Украины. Соучредителями издания являютсяМинистерство культуры Украины, Общество «Просвита» имени Тараса Шевченко и коллектив издания. После оккупации Крыма Российской Федерацией газета выходила до мая 2015 года, однако, по словам директора Национального газетно-журнального издательства Андрея Щекуна, с точки зрения украинского законодательства об оккупированных территориях направление государственных средств и организация Украинским государством любой деятельности в Крыму является невозможной. Щекун предложил сотрудникам газеты переехать в Киев и там выпускать газету, а тем, кто останется в Крыму, работать по соглашению специальными корреспондентами. В Киев переехала часть сотрудников газеты, в то время как редактор Виктор Качула и журналист Тамара Соловей – отказались, считая, что газета должна издаваться в Крыму.

 31 мая 2016 года учредитель издания уволил главного редактора Виктора Качулу за «систематические прогулы», пояснив, что по существующим требованиям сотрудники, не желающие покидать Крым, могли бы заключать трудовые договора, а штатные сотрудники обязаны были переехать в Киев. Экс-редактор Качула заявил о намерении подать в суд на учредителя и восстановиться по его решению в должности. Качула планирует искать негосударственное финансирование для поддержки сайта газеты. Также он утверждает, что сайт издания– собственность прежнего коллектива, поскольку он создавался на внебюджетные средства. С 1 июля 2016 года издание с аналогичным названием «Кримська світлиця»начало издаваться в Киеве в печатной версии, а его главным редактором назначен ветеран АТО, ученый-филолог из Крыма Виктор Мержвинский. Для электронной версии этого издания, по словам Щекуна, будет зарегистрировано новое доменное имя. 8 июля 2016 года на сайте «крымского» издания был опубликован ряд материалов с критикой решения о переводе редакции и увольнении коллектива. Один из них вышел27 под заголовком «Газету ―Кримська світлиця‖ уничтожает не оккупант, а родное министерство».

30 сентября 2016 года Голосеевский районный суд Киева поставил, что Виктор Качула был незаконно уволен с должности главного редактора газеты «Кримська світлиця»‖ и должен быть восстановлен в должности с выплатой компенсации за вынужденный прогул . На это решение была подана апелляция. 24 ноября 2016 года Апелляционный суд г. Киева удовлетворил апелляционную жалобу Андрея Щекуна и ГП «Национальное газетно-журнальное издательство» частично и постановил уволить Качулу уже не за прогулы, а за «отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием… в связи с изменением существенных условий труда». Редакция крымской газеты намеревается оспорить это решение в кассационной инстанции.

В октябре 2016 года была уволена журналистка издания «Российская газета» (крымский филиал) Марина Резникова. Коллеги считают причиной ее увольнения видеоматериал, который журналистка готовила о доме нынешнего глава Крыма Сергея Аксенова. Другой причиной ее увольнения называют участие Резниковой в информационной кампании в защиту деревьев от вырубки на центральной улице Симферополя. О давлении сообщали и другие участники кампании против вырубки — журналисты Олег Крючков, Дмитрий Жмуцкий, Максим Грознов.

Другое:

В июле 2016 года российская Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) опубликовала29 перечень из 7 тысяч российских физических лиц - «террористов и экстремистов», среди которых находятся 3 крымских журналиста – Анна Андриевская из Центра журналистских расследований, Андрей Клименко из BlackSeaNews, а также Мыкола Семена, сотрудничающий с Радио Свобода. Ранее против всех трех журналистов в Крыму были открыты уголовные дела. Андриевская и Клименко смогли выехать на материковую часть Украины, где продолжают работать в Киеве, а Мыкола Семена находится под подпиской о невыезде в Симферополе. Из-за закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Мыкола Семена столкнулся с ограничениями при использовании своего банковского счета.

8 декабря 2016 года стало известно, что члены Общественной палаты Севастополя написали заявление в ФСБ РФ на члена палаты Ивана Комелова за то, что он дает комментарии для сайта «Крым.Реалии» (проект «Радио Свобода»), утверждая, что «деятельность этого проекта на территории РФ запрещена». Комелов заявил, что был удивлен такому повороту событий: «Не скрою, я был удивлен подобными действиями со стороны некоторых моих коллег, которые почему-то решили, что могут регулировать мое право на свободу общения с прессой». Он добавил, что он не видит повода опасаться какого-либо давления, т.к. никаких правонарушений в его действиях или словах не было. «Я всегда сотрудничал с журналистами и продолжу это делать в будущем, в том числе и с «Радио Свобода», -  заявил он.

Издание обзора стало возможным благодаря финансовой поддержке Посольства Великобритании в Украине в рамках проекта «Поддержка журналистов и правозащитников в Крыму», который выполняет Центр информации по правам человека совместно с Крымской правозащитной группой. Взгляды, высказанные в этой публикации, принадлежат автору (ам) и могут не совпадать с официальной позицией правительства Великобритании.

Центр информации по правам человека
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
696
Переглядів
Коментарі
Код:
Им'я:
Текст:
Коментувати
Коментувати
Нові тексти на ДМ
2016 — 2017 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop