Отношения «телеканал — провайдер»: разворот рынка

Отношения «телеканал — провайдер»: разворот рынка

13 Січня 2015
7898
13 Січня 2015
12:09

Отношения «телеканал — провайдер»: разворот рынка

Андрій Соломаха
Експерт у сфері телерадіомовлення
7898
А что если в Киеве уже летом отключат аналоговый сигнал, исчезнет УПП и медиагруппы потребуют деньги за свои каналы?
Отношения «телеканал — провайдер»: разворот рынка
Отношения «телеканал — провайдер»: разворот рынка

В 2015 году наметилось обострение отношений между вещателями и провайдерами программной услуги. Эти отношения никогда не были ни дружескими, ни партнёрскими, а в этом году могут появиться откровенные конфликты, которых не было с 2004 года. Но немного истории.

 

Появившееся в начале 90-х первое «кабельное телевидение» работало на коаксиальных кабелях и простейших усилителях, в полосу 5-240 мГц «влазило» от 17 до 23 каналов. В эфире тогда было стандартно не более 10 телеканалов, так что благодарный зритель с ликованием подключался, чтобы увидеть в два раза больше каналов. При этом нельзя было сказать, что дополнительные каналы были очень шикарны. Как правило, к набору эфирных общенациональных и местных вещателей добавляли собственный кабельный канал, пару тройку каналов из РФ (при этом никаких международных версий тогда ещё и не было), пару каналов Discovery, пара музыкалок (и, кстати, первое О-TV брало с провайдеров деньги. Какие то иностранные государственные каналы без перевода, типа Deutsche Welle и TVP Polonia.

 

В конце 90-х ситуация резко меняется, появляется оборудование, которое позволяет в том же кабеле работать в полосе 5-860 мГц, а это значит, что количество каналов увеличивается до 80.

 

Провайдеры в затруднительной ситуации, контент нужно где-то брать. Выручили как всегда «российские товарищи» с их пакетами НТВ+, который не «пиратил» только ленивый кабельщик, а так как кабельщики не ленивые, то «пиратили» все. А с начала 2000-х проблема с контентом отпала вообще, каналы - как украинские, так и российские - начали появляться как грибы после дождя.

 

По состоянию на 31 декабря 2008 года было пролицензировано 82 спутниковых телеканала.

 

Каждая из четырёх медиагрупп вдобавок к своим эфирным «флагманам» приросла спутниковыми нишевыми телеканалами.

 

Это были годы борьбы за место в кабеле. Спутниковые каналы, на которые не распространялась «универсальная программная услуга» (УПП), тратили порядка 300 тыс. долларов в год на распространение в кабельных сетях.

 

В 2012 году медиагруппы, получившие места для своих нишевых каналов в Т2, лоббируют расширение универсальной программной услуги на «цифровые эфирные» каналы (решение №1260). Рынок получает 32 общенациональных «обязательных» канала. Провайдеры возмущены, часть каналов, которая платила им деньги, становится обязательной к распространению. Но даже не это их возмутило (как-никак за долгие годы работы никто из них не ожидал от власти чего-то иного) - возмутили каналы-пустышки, которые годами крутили и тот же контент ежедневно и были обязательны к показу в базовом пакете.

 

Такой status quo сохранялся до 2014 года.

 

Что изменилось в 2014 году?

 

Ряд взаимно наложившихся факторов. Весна началась с запрета показа ряда российских каналов. В список запрещенных попали: «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24», TVCI, «Россия-1», НТВ, ТНТ, «Петербург - Пятый канал», «Звезда», РЕН-ТВ, РБК-ТВ, LifeNews, Russia Today, «История». Пусть не все эти каналы имели большое распространение в Украине, но пять из них были практически во всех сетях. Скажем честно, эти каналы были очень выгодны провайдерам, так как имели высокую популярность у абонентов и самую низкую цену из зарубежных каналов.

 

Обвал национальной валюты в разы сократил дистрибуцию платных европейских каналов, таких как Viasat и Discovery. Даже с учётом скидок они подорожали в два раза: платить 25 центов за канал с абонента - по нынешнему курсу 5 гривен. Пакет из трёх каналов Discovery будет стоить провайдеру 15 гривен. При средней абонплате 30 гривен в месяц это значит работать в убыток. А если таких каналов в пакете 6-7 (как было раньше), то ты должен выплатить правообладателю больше, чем получаешь от абонента.

 

Таким образом, мы получили ситуацию, когда в среднестатистической кабельной сети на 70-80 каналов, образуется дефицит 10-15 каналов. Ситуация для провайдера становится очень неприятной. Как объяснить абоненту, почему с исчезновением самых привлекательных каналов абонплата остаётся неизменной?

 

И тут Национальный совет, услышав обращения провайдеров, отменяет решение №1260 с 1 января 2015 года (31 декабря 2014 года решение о признании решения №1260 утратившим силу опубликовано в «Официальном вестнике»). Таким образом, перечень обязательных каналов сокращается до состава УПП, описанного в законе «О телевидении и радиовещании»: это наземные эфирные каналы, вещающие на территории сети, за исключением случаев использования абонентами индивидуальных приемных устройств или систем. Попросту говоря - это аналоговые эфирные каналы, вещающие на аналоговых эфирных, вещающих на территории сети.

 

Казалось бы, вот оно спасение и дополнительный источник доходов для провайдеров.

 

Но почему-то каналы, которые были исключены из универсальной программной услуги, абсолютно не рвутся платить провайдерам за своё распространение, а отключить их нельзя, так как это увеличит и так уже значительную «дыру» в пакете программ провайдера.

 

Это реалии января 2015 года. Какое развитие событий возможно?

 

Ни для кого не секрет, что рынок рекламы сократился, телеканалы ищут альтернативные источники доходов. При этом медиагруппы имеют ряд нишевых каналов, которые не зарабатывают на рекламе. Есть два пути: либо закрывать нишевые каналы, либо пытаться их продавать провайдерам.

 

Естественно, провайдер не готов платить за тот продукт, который годами ему доставался бесплатно. Но у медиагрупп есть козырь в виде их «флагманов», правами на который можно провайдера шантажировать. Но по закону «флагманы», которые являются эфирными аналоговыми каналами, входят в универсальную программную услугу и провайдер их транслирует без договора.

 

Скорее всего, такая ситуация «законсервируется» либо до принятия новой редакции Закона Украины «О телевидении и радиовещании», либо до отключения аналогового эфира, которое произойдёт уже менее чем через полгода.

 

Предвидя ситуацию, при которой с отключением аналогового эфира и сохранением текущей редакции закона универсальная программная просто исчезнет, «Телекоммуникационная палата Украины», защищающая интересы крупнейшего провайдера Украины «Воля-кабель», со ссылкой на Национальный совет распространила новость по-своему интерпретируя отмену решения №1260: «С 1 января 2015 года провайдеры обязаны транслировать все эфирные цифровые каналы». Тем временем Ассоциация правообладателей и поставщиков контента (АППК) тоже со ссылкой на Национальный совет распространила абсолютно противоположную новость о том, что цифровая универсальная программная услуга отменена.

 

Позиция крупнейшего провайдера Украины «Воля-кабель» в лице «Телекомуникационной палаты» понятна: платить не хочется. Но если, как задекларировано, в Киеве уже летом отключат аналоговый сигнал, УПП исчезнет и медиагруппы потребуют деньги за свои каналы?

 

В Киеве 1 млн 200 тыс. домохозяйств, из которых 1 млн подключен к кабельному телевидению. Предположим, что каждая из медиагрупп попросит немного - всего по 1 гривне с абонента за все свои телеканалы. Это 1 млн гривен в месяц с Киева. А при отключении аналога по всей Украине доходы медиагрупп составят 4-5 млн гривен в месяц. Очень неплохой «пассивный» доход в нынешнее тяжёлое время...

 

Естественно, это всё только предположения. А что будет на самом деле - покажет жизнь уже в самое ближайшее время. Запасемся терпением.

 

Андрей Соломаха, медиа-эксперт ВОО «Информационное общество», для «Детектор медіа»

 

Фото - www.newsru.com

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
7898
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду