detector.media
15.02.2010 13:44
Владимир Зеленский: Шутить без мата — это чрезвычайно трудно
Владимир Зеленский: Шутить без мата — это чрезвычайно трудно
4 марта на экраны украинских кинотеатров выходит романтическая комедия «Любовь в большом городе-2»

Об особенностях национального юмора на телевидении и в кино «k:» побеседовали с автором идеи фильма, актером, сценаристом, шоуменом, руководителем «Студии Квартал-95» Владимиром Зеленским

 

Владимир, между первой частью фильма «Любовь в большом городе» и культовым сериалом «Секс в большом городе» нетрудно обнаружить параллели - в названии, теме, месте действия. В этом ли секрет ее прокатного успеха?


Вообще изначально сценарий назывался «День святого Валентина». Но оказалось, что фильмы с таким названием уже существуют. Кроме того, у нас не сложилось с украинскими инвестициями в картину. А российские продюсеры, которым понравилась эта история, сказали: «Будем менять название, потому что оно не маркетинговое. Фильм будет называться «Любовь в большом городе». По замыслу этим большим городом был Киев. Но российские инвесторы сказали: «Нет, давайте делать что-то общее». Мы пытались возразить, на что они ответили: «Хорошо, это будет Нью-Йорк». Так и возникли параллели с американским сериалом. Если уж сравнивать, думаю, что нам тоже удалось сделать юмор о сексе не пошлым.

 

Скажите, вашей дочке вы разрешаете смотреть этот фильм?


Да. Правда, она его не захотела смотреть (Смеется.) Моя дочь еще маленькая, чтобы понять, о чем картина, но я считаю, что она спокойно может ее смотреть, несмотря на тематику. Вообще я люблю смотреть с дочкой американские комедии, там их снимают больше, чем у нас. Но часто уже на пятой минуте фильм приходится останавливать, потому что там уж совсем открыто все показывают (Смеется.) Однако я не консервативен и не считаю, что так нельзя. У них другой менталитет, они проще на это смотрят...

 

Не совсем согласен. Там есть маркировки, четкие возрастные ограничения...


Ну, не случайно же и у нас было понятие «детям до 16 лет»! Но все равно, на мой взгляд, ребенок понесет гораздо меньший психологический урон, если посмотрит фильм, где между героями есть несколько любовных сцен, чем кино, где убивают, расчленяют людей, жутко матерятся. Вот этого дети не должны ни видеть, ни слышать. Я вообще убежден, что недопустимо материться ни на экране, ни на сцене.

 

Тем временем некоторые ваши коллеги по цеху - имею в виду Comedy Club - на этом построили свой бренд. Имеет ли это право называться иначе нежели пошлостью?


Между прочим, это чрезвычайно трудно - шутить без мата. Потому что самые смешные анекдоты, которые мы рассказываем друг другу, содержат ненормативную лексику. Наш народ в быту ругается, поэтому так происходит. И поверьте, не каждый артист может осмелиться материться со сцены. Я вот не могу себе такого позволить. Я всегда думал: что мне скажут мои родители? И все же считаю, что такой феномен, как Comedy Club, имеет право на существование. Вы же видите, как они популярны, значит, людям такое нравится. Но на телевидении оно должно существовать на отдельных каналах - подобно тем, где показывают откровенные фильмы.

 

Дешевая это популярность все-таки...


Понимаете, фигуры, которые в Comedy Club делают всю погоду, - интеллигентные, образованные люди. Другими путями они не смогли сделать себе карьеру на сцене. Что бы ни говорили в газетах Гарик Мартиросян, Паша Воля, Гарик Харламов (дескать, все нормально, все люди у нас ругаются, не хочешь - не смотри и т.д.) - это «развод». Сейчас Мартиросян ведет шоу «Прожекторперисхилтон», Воля стал петь песни, чем он хотел заниматься еще 15 лет назад, а Харламов снимается в кино, о чем он всегда мечтал. Они нашли ту самую постель, через которую начинающая певичка становится звездой эстрады.

 

Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны, например, «Аншлага», Петросяна и компании, Галкина, «Кроликов»? Есть ли сегодня на рынке шоу-бизнеса пространство для нового юмористического бренда?


Что касается украинского рынка, то тут сложно говорить о конкуренции. Мы пользуемся популярностью, мы достаточно актуальны, быстро реагируем на события, и у нас большой авторский коллектив. Ну, появилась у нас «Большая разница», однако это проект российский. Возник Comedy Club в России - вот он и у нас. У них «Наша Russia» - у нас «Файна Юкрайна». Пока что наши клоны ничего лучше своих российских родителей не сделали. Но они имеют своего зрителя. Мы же не клонированы, мы создали определенную структуру, творим в ней.

 

А что касается России, то телепродюсеры или продакшены, которые хотят заработать на появлении нового юмористического бренда, тянули нас туда под разными формами. Однако на российский комедийный телевизионный рынок мы так и не попали - те, кого вы назвали, не хотели нас там видеть. Но путь в кинематограф они нам не закрыли, потому что в этой сфере у них пока ничего путного не получилось. «Наша Russia: яйца судьбы» - это китч, а не кино. О «Самых лучших фильмах» и говорить не хочу. Если бы у них получилось кино, у нас были бы сложности с поиском инвестиций на «Любовь в большом городе».

 

Многие еще помнят выдающихся мастеров украинского юмора - Тарапуньку и Штепселя, Андрея Сову, Анатолия Литвинова и других. Почему сейчас нет звезд такого масштаба?


В их время на телевизоре была одна кнопка, был один канал. Если человека там показывали, значит, он был этого достоин. И если он уже попадал туда, то становился классиком. На этой волне появились «Кролики», хотя на самом деле это явление уже другого масштаба. Сейчас в связи с коммерциализацией телевидения, увеличением количества каналов подобное невозможно. ТВ сейчас - это конвейер, фабрика лиц. Стать современным грандом юмора наравне с Хазановым или Жванецким на украинском ТВ сегодня очень трудно. А так, чтобы создавать то, что называется классическим юмором, который можно будет перечитывать, как произведения Ильфа и Петрова, - не знаю даже, возможно ли такое вообще.

 

Почему? Ведь увеличение количества каналов означает больше потенциальных площадок для раскрутки артиста. Или проблема в деньгах?


Да, денег на раскрутку своих талантов не хватает. Телевизионная фабрика только в последние год-полтора стала думать об отечественном производстве. Продюсеры, которые заказывают творческий продукт, ориентированы только на рейтинг. Им не нужна песня, которую будут петь наши дети, внуки. Им нужен рейтинг, причем завтра же. Да и как может появиться, например, талантливый автор, если ему платят две копейки, а на покупку российского контента выкладывают двадцать копеек. Автору, готовому писать качественные монологи, говорят - нет, это мы не купим, ты напиши сценарий корпоратива для фирмы «Ко энд Ко». Вот и все. Так что на ТВ работают очень талантливые люди, просто они занимаются непонятно чем.

 

За счет того, что мы добились такой популярности, мы можем позволить себе нынешний уровень юмора. Если бы мы были чуть менее популярны, мы бы в десять раз хуже писали, потому что работали бы на корпоративы. Я уже не пишу сценарии корпоративов, а раньше мне приходилось это делать. Но я веду корпоративные мероприятия, потому что понимаю - нам надо содержать штат из 50 авторов, которым мы хорошо платим. Если бы у меня была полнота телевизионной власти, наша компания бы выросла с точки зрения творчества, ведь к нам тянутся талантливые люди. За два года я бы построил авторскую империю, которая выдавала бы очень качественный продукт.

 

Юмор сегодня стал свободнее, уже никого не возмущают шутки об импотенции или сексуальных меньшинствах, для юмористов появилась золотая жила - политика. Но все же в юмористических шоу чувствуется тематическая узость. Почему, ведь в жизни у людей намного больше проблем, чем политика и секс? В магазинах до сих пор обвешивают, хамят. Неужели это не может быть смешным?


Да, это смешно. Но не так, как политика (смеется). На самом деле мы стараемся шутить не только на темы политики. Есть шутки злободневные, а есть то, что специально пишется под формат шоу, потому что это рейтинги, за которые нам платят. Я не в восторге от этого, но мне надо это делать.

 

Вообще же смешно все, что связано с человеческими переживаниями, личным опытом, все это очень смешные темы. Главное, чтобы шутка не была надуманной. «Космические» шутки по поводу инопланетян, захвативших чего-то там, проходят мимо меня.

 

Кстати, почему в ваших шутках о политиках мало сатиры, а больше безвредной пародии?


Там есть сатира, конечно, но просто мы не со зла это делаем. Мы вообще не стремимся размазать человека, что бы он ни совершил. Наша задача - подколоть, поддеть: ага, водится за тобой такой-то грешок!

 

Мне кажется, политики вам даже симпатичны...


За эти годы мы со многими пообщались... Знаете, у нас по этому поводу была хорошая фраза: «В отдельности они такие милые люди, а как вместе соберутся...».

 

Юрий Шпак, «Комментарии»

 

Фото - «Комментарии»

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY