detector.media
Борис Бахтєєв
02.05.2018 17:12
Каноническая русская церковь: а где же христианство?

Обращение Петра Порошенко к Патриарху Константинопольскому с просьбой предоставить украинской православной церкви автокефалию вызвало бурную реакцию в РПЦ. Оно и понятно: до сих пор именно эта церковь — точнее, её филиал под названием «Украинская православная церковь» - была на территории Украины единственной, имеющей звание канонической, а таким образом, признанной в православном мире.

Увы, и в церковной жизни дипломатия часто заставляет жить по своим правилам до такой степени, что заслоняет здравый смысл.

Глава РПЦ патриарх Кирилл в течение долгого времени каждый год в июле приезжал в Киев. И каждый раз выступал с проповедями... да нет, его публичные речи очень трудно было назвать проповедями: это были доклады. Его выступления даже при самом большом желании невозможно было назвать душеспасительными, душпастырскими. О душе в них вообще ничего не было — вот ничего, ровным счётом ничего и никогда. О канонических территориях было — каждый раз и очень много, а вот о душе — не было. Словно русская православная церковь людьми вообще не озабочена, не они — поле её деятельности.

И ведь главы других православных церквей всё прекрасно понимали! Вспоминается репортаж о праздновании 1025-летия крещения Руси в 2013 году. Кирилл говорил и говорил, рядом стояли главы других поместных православных церквей, их показывали крупным планом, и... Боже мой, какая же скука была написана на их лицах! Просто-таки страдальчество, мученичество. Но они стоически выдерживали это испытание, хотя и явно не видели в Кирилле своего единомышленника, духовного побратима, а в его словах слишком уж явно не слышали источника вдохновения, источника просветлённой христианской мысли.

Но — надо, значит, надо. Терпеть и страдать — надо: дипломатия. 

Но это — официоз. А вот вам оппозиция в РПЦ. В российском демократическом, даже либеральном и прозападном издании «Сноб» опубликовал свою статью главный критик и оппонент патриарха Кирилла в РПЦ Всеволод Чаплин.

Константинопольский Патриархат он называет не иначе как Фанаром, а все слова, которыми описывает его действия, берёт в кавычки. Кажется, ещё чуть-чуть — и Чаплин объявит и Константинопольский патриархат неканоническим. Такое вот уважение к православным братьям — возьмём его на заметку.

Но пойдём дальше, посмотрим на следующие «православные» рассуждения автора: «Порошенко нужно получить автокефалию до выборов, особенно на фоне неспособности к победоносной войне и к блокированию шума вокруг «файлов Онищенко». Фанар же стремится подвесить ситуацию и стать в ней главным арбитром, перед которым все будут заискивать». Ну, «шум» вокруг «файлов Онищенко», кажется, изрядно преувеличен. Но дело совсем не в этом. Вот представьте себе, что вы читаете эту цитату и не знаете, кто её автор. Какие предположения возникнут у вас по поводу его профессиональной принадлежности? Придёт ли вам в голову, что он — православный священнослужитель? Вопрос, кажется, риторический.

Но идём дальше. А дальше идёт едва-едва завуалированное обвинение Патриарха Константинопольского в коррупции и страсти к роскоши. Да уж, вот у кого нужно поучиться христианской аскезе и презрению к земным благам — так это у Московского Патриархата... А ещё Чаплин с явным пренебрежением отзывается о «восточных иерархах». Ого — так, оказывается, Московский Патриархат — это, в противовес Константинопольскому, неотъемлемая часть Запада! Того самого, загнивающего и бездуховного! Ну просто тебе Гейропа! На этом фоне совсем меркнет утверждение Чаплина о том, что «этих иерархов» - восточных, то есть — якобы веками кормили «православные северные страны». Страны эти, впрочем, не названы.

Чаплин констатирует: «Быстрое дарование автокефалии Киеву – это стремительная потеря практически трети приходов (останутся лишь самые стойкие)... Если легитимизированная Фанаром церковная сеть станет формально каноничной – и даже автономной, не говоря уж об автокефалии, - в нее быстро уйдет половина нынешней УПЦ, а потом подтянется еще процентов 20-30». Что же делать? Разумеется, удерживать их силой. По-христиански так. Духовненько.

«В общем, нынешняя тактика – упование на добрую волю Киева, Запада и Фанара, а также на «само пройдет» - приведет к потере трети Русской Церкви» - и противодействие: «Можно ли что-то предпринять? Да, если не бегать по кругу среди придуманных не нами и не для нас лозунгов сохранения «мира» и «православного единства» любой ценой». Да уж, красноречивее не придумаешь: лозунг сохранения мира — неприемлем. И это говорит духовное лицо!

«Теперь о турецком президенте. Его можно убедить не просто надавить на Фанар, а делегитимировать его, заменив новым Константинопольским Патриархатом, не связанным с греческой диаспорой», - советует Чаплин.

Очень сомнительно, что Реджеп Эрдоган пошёл бы на этот неслыханный шаг. Дело в том, что с тех самых пор, как ещё в ХIV веке Константинополь стал Стамбулом, существует предписанная властями Турции процедура: кандидатуру Патриарха Константинопольского подаёт церковь, а утверждает или не утверждает когда-то раньше султан, а потом президент Турции. Так вот: в истории не было ни единого случая, чтобы предложенная кандидатура не была утверждена. Ни один ни султан, ни президент сделать этого не отважился. И вот теперь некто Чаплин предлагает Эрдогану войти таким образом в историю. Так и хочется пуститься в рассуждения о здравом уме г-на Чаплина, но это было бы слишком долго.

Ограничимся одним: то, что предлагает Чаплин Эрдогану — это подлость. Обыкновенная такая подлость. Которая, вероятно, в идеологию РПЦ вполне укладывается.

Ну, и главное: «Лучший способ сохранить церковные реалии – это изменить реалии политические, и для этого надо добиться от Путина радикально нового подхода к Украине, к защите там русских и русскоязычных людей. На фоне почти полного разрыва с Западом препятствий этому нет». Иными словами, священник (!!!) предлагает эскалацию войны. Священник (!!!) предлагает нести смерть и убийства.

И вот же что: во всех словопостроениях г-на Чаплина — духовного, как-никак, лица — нет ни единого слова о Боге, о Христовых заповедях, о праведном и грешном, о душе, в конце концов. Ну, вот нет. Не интересуют РПЦ такие эфемерные материи. Не по их части они. «Следует безо всякой дипломатии сказать, что «автокефалия по версии Фанара» – это дорога к крайнему модернизму и экуменизму, к совместным службам с униатами, к растворению Православия в идеологии ЕС и НАТО» - вот что важно, а христианское вероучение — нет, не важно совсем и ни капельки. И, кстати, как вам такая пара антиподов: с одной стороны — православие, с другой — ЕС и НАТО? Понятно же: г-н Чаплин ставит православие в один ряд, сравнивает его не с другими верами, не с другими религиями, а с международными политическими организациями. И тем самым безо всяких обиняков выводит российское православие из категории религии. 

Статья Чаплина стала лишним доказательством: нынешнее состояние РПЦ — это не вина одного Кирилла, это — не его личные качества. Это — состояние самой РПЦ. Всей и полностью.

Г-н Чаплин предоставил дополнительное, но очень убедительное доказательство: учреждение, называющее себя Русской православной церковью, по сути своей никакой церковью не является. Религиозный антураж — это антураж и есть, а под ним скрывается вполне светское идеолого-геополитическое ведомство, которое в своей деятельности руководствуется чем угодно, только не христианским вероучением в его православной версии. Вполне в духе постсоветской России, где всё, что ни возьми, оказывается не тем, чем называется.

По делам их им и воздастся? Но вот в чём проблема. По состоянию на сегодня УПЦ-МП — единственная международно признанная, единственная каноническая православная церковь в Украине. Именно она олицетворяет собой международно признанное православие, больше никто. Да, все всё понимают, но юридически дела обстоят именно таким образом: сегодня именно УПЦ-МП, а в её лице РПЦ монополизировала в Украине международно признанное православие. И любые попытки привести в соответствие видимость и реальность, любые попытки поставить под сомнение статус РПЦ как религиозной организации будут истолкованы, как гонение на православие. Как притеснение православных. В том числе и многими верующими истолкованы — а российская пропаганда вовсю разрисует «трагедию насильственного окатоличивания украинцев».   

Как только УПЦ-КП либо любая другая украинская православная церковь получит автокефалию, ситуация сразу же изменится. РПЦ утратит монополию на православие — и тогда уже её деятельность можно будет квалифицировать по факту, а не по форме.

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY