Журналист Инна Золотухина: Меня из Харькова привезли на допрос в Киев три сотрудника СБУ

Журналист Инна Золотухина: Меня из Харькова привезли на допрос в Киев три сотрудника СБУ

27 Січня 2017
7578
27 Січня 2017
21:05

Журналист Инна Золотухина: Меня из Харькова привезли на допрос в Киев три сотрудника СБУ

7578
В рамках «дела о сепаратизме» против холдинга «Мультимедиа Инвест Групп» у журналистки провели обыск и фактически принудительно привезли ее на допрос в столицу
Журналист Инна Золотухина: Меня из Харькова привезли на допрос в Киев три сотрудника СБУ
Журналист Инна Золотухина: Меня из Харькова привезли на допрос в Киев три сотрудника СБУ

Сегодня редакции «Детектор Медиа» стало известно,  что у журналистки Инны Золотухиной, экс-главного редактора журнала «Вести.Репортер», провели обыск – и на временной съемной квартире, и дома у ее мамы. Обыски проходили одновременно в, соответственно,  Харькове и Броварах, после чего Золотухина была вынуждена вернуться в Киев – в сопровождении трех сотрудников СБУ. Судя из определения, предъявленного журналистке,  копия которого есть в распоряжении «ДМ», обыски были проведены в рамках все того же дела, возбужденного против  неустановленных лиц в холдинге  «Мультимедиа Инвест Групп», который издавал газету «Вести» и журнал «Вести.Репортер». По этому делу допрашивали многих журналистов, в том числе и сотрудника «ДМ», а также бывших и нынешних сотрудников холдинга. Золотухина рассказала «ДМ», как проходили обыски, и что искали представители СБУ.

- По своим рабочим вопросам последнее время я нахожусь в Харькове, где снимаю квартиру в центре города. Приблизительно в половину восьмого утра меня разбудил звонок в дверь. Я, не глядя в глазок, открыла дверь и в квартиру вошла толпа мужчин – позже выяснилось, что это семь человек:  трое из них сотрудники СБУ Киева и Киевской области, еще двое – сотрудники СБУ Харькова и двое понятых. Мне предъявили определение Печерского суда города Киева от 24 января 2017 года о том, что в помещении, где я проживаю, должен быть проведен обыск. Обыск продолжался в течение двадцати минут, не более – у меня в  съемной квартире практически нет никаких вещей. Я сразу же попросила у них разрешения позвонить знакомому адвокату, мужу и людям, с которыми я  должна была встретиться по рабочим вопросам в Харькове этим утром. Мне было отказано в этом. Я попыталась сама взять телефон, но у меня его мягко забрали.

Я не могу сказать, что ко мне применяли какое-то физическое насилие, но телефон и планшет, с которых можно было позвонить, забрали.  Компьютера у меня на съемной квартире не было.

- У вас есть список изъятых вещей?

- Да, все было составлено  грамотно и правильно, насколько я понимаю.

- Разве по закону при обыске вы не имеете права звонить?

- Они мне ответили, что просто не нужно никому звонить. Когда обыск закончился, они начали настаивать на том, чтобы я дала показания по делу, возбужденному по ч. 2 статьи 110 УК Украины, против «неустановленных личностей», работавших в 2013-2015 годах в «Мультимедиа Инвест Групп». Я сказала, что без адвоката я не буду давать показания. После этого мне начали рассказывать, что у меня больная мать, что я должна думать о семье, о ней,  и все-таки должна дать показания. Я снова отказалась, после чего мне показали неподписанный, но заполненный бланк подозрения, и сообщили, что оформить его официально не проблема. Я снова  отказалась без адвоката говорить что-либо. Так продолжалось до четырех часов дня, когда мне все-таки разрешили позвонить адвокату, мужу и людям, с которыми я работаю. После чего мне предложили отправиться в Киев вместе с ними.

- Зачем?

- Для допроса. Я сказала, что вполне могу доехать и сама, готова   ответить на все вопросы следователя со своим адвокатом, в любое удобное для меня, адвоката и следователя время. Мне опять было мягко, но настоятельно предложено ехать с ними.

- Это ваш первый допрос  в СБУ?

- Нет, не первый. И я на них ходила с адвокатом, давала показания.

- Это все то же самое дело, которое было возбуждено по поводу якобы содержавшихся в публикации «Вести.Репортер» призывов к нарушении территориальной целостности страны, и по которому вызывали много других журналистов?

- Насколько я понимаю, да: статья о группе лиц, по предварительному сговору  размещавших  публичные призывы к нарушению территориальной целостности страны. И, как  указано в решении суда на проведение обыска, я, как бывший главный редактор «Вести. Репортер»,  «могу сохранять вещи и документы», которые содержат такие призывы.

Нажмите для увеличения

- Собственно, что именно они ищут у вас?

- Я сама не понимаю, что они ищут. Дело в том, что в этот же день проводился обыск и у моей мамы, о чем я узнала позже. У нее в Броварах, где она проживает, изъяли старые компьютеры, несколько блокнотов. Мама говорит, что к ней пришли пять человек, обыск длился тоже долго, вели себя очень корректно, поговорили с ней, и поговорили с маминой сиделкой. Мама моя очень больна, у нее диабет, она практически слепа, недавно проходила курс лечения на дому – потому что в больницу ее из-за тяжелого состояния не хотят брать, не видят в этом смысла. И вот туда, к ней в дом, тоже пришли с обыском. Мама говорит, что вели себя очень хорошо, ничем ее не обидели, посмотрели шкафы, залезли под диван, записали с ней несколько вопросов на видеокамеру. 

Не знаю, что они искали –  и у нее, и у меня. Но после того, как обыск в Харькове был закончен, снова встал вопрос о моем отъезде в Киев.  В свое время в Дагестане я ездила разговаривать с комитетом матерей Дагестана, оппозиционное к правительству движение матерей и жен людей, пропавших без вести, а таких там очень много – и меня точно так же мягко депортировали из Дагестана в Москву. Меня посадили в машину, довезли до аэропорта, а потом провожали меня до дверей вагона поезда Москва-Киев.  И даже цветы подарили.

- В этот раз цветов не было?

- Нет, но мы ехали с сотрудниками киевского СБУ в одном вагоне, они сами мне купили билет, после обыска покормили меня, были очень обходительны и предлагали коньяк.  Так мы без приключений добрались в Киев, и они рассчитывали, что я тут же поеду с ними на допрос – но, к сожалению, мой адвокат не смогла приехать, потому что у нее сегодня судебное заседание. О чем я уведомила сотрудников СБУ официально, прямо с вокзала отправив телеграмму на имя следователя по делу. На сейчас речь идет о том, что в понедельник в 10 утра я должна быть на допросе. Я так и не смогла получить ответ от сотрудников СБУ на вопрос о том, зачем все это нужно. Я изначально не скрывалась от следствия, я свидетель, ходила на все допросы, когда меня вызывали, и готова отвечать на все вопросы следователя в рамках того, что я знаю. Но, конечно же, в присутствии адвоката.  На вопрос никто не ответил мне. Сказали только, что я важный свидетель.

-Когда вас впервые вызвали на допрос по этому делу?

- По-моему, в 2014 году или в начале 2015 года, и в прошлом году – несколько месяцев назад.

- Вы давали подписку о неразглашении? Или подписку о невыезде?

- Нет, нет.

- Вы общались по этому поводу с бывшим руководителем «Мультимедиа инвест групп» Игорем Гужвой?

- Нет, я  не пишу для «Страны.юа» и не знаю, что происходит с ним. Мы не общаемся.

- Вы видели заявление Светланы Крюковой о том, что ее также вызывали на допрос и ее предупреждали о возможных обысках?

- Видела, в фейсбуке.

 Напомним, что журнал «Вести.Репортер» вышел 30 августа 2013 года, его главным редактором стал  Искандер Хисамов. В октябре 2013 года он ушел с занимаемой должности, и главным редактором назначили Инну Золотухину. Формально она возглавляла журнал до сентября 2014 года, однако фактически с марта 2014 года до официального ухода с должности главреда в сентябре 2014 года, Золотухина работала военным корреспондентом в аннексированном Крыму и в зоне АТО. Исполняющим обязанности главного редактора, а затем и главным редактором журнала был Дмитрий Люкайтис, гражданин РФ, позднее объявленный СБУ в розыск по этому делу.  В октябре 2015 года  журнал прекратил существование. Золотухина написала книгу об аннексии Крыма и войне на Донбассе «Война с первых дней».

"Детектор медиа" надеется получить комментарий представителей СБУ в связи с сложившейся ситуацией. 

Фото: Максим Лисовой

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
7578
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
нік
2616 дн. тому
Дивно читати. У працівниці рашистського видання від сепаратичних ідей "лугандонського світу" виирубило мозок і вона "не розуміє"... Їдь в паРАШУ
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду