Мелкая философия на глубоких местах

11 Жовтня 2002
579
11 Жовтня 2002
13:06

Мелкая философия на глубоких местах

579
Начнем с того, что наблюдать за теми, кто не знает, что их снимают, оказалось почти так же скучно, как и за теми, кто об этом знает. Долгожданное «Русское чудо» на «Интере» свидетельствует об этом красноречиво до дерзости. Это, в сущности, апофеоз самонадеянной телевизионной тупости.
Мелкая философия на глубоких местах
Остается только надеяться на пришествие некоего Миклухи Маклая, который, перед тем как быть съеденным, все же сумеет объяснить телепапуасам, что та красивая и дорогая игрушка в их руках – это всего лишь телекамера, инструмент, служащий для передачи изображения. Это – не философский камень. Не превращается само собой в золото все то, что попадает в объектив.



Можно сколько угодно разглагольствовать о природе реальных шоу. Можно считать их новым словом или вчерашним днем, можно говорить об их порочности или непорочности, – в конце концов, эти рассуждения так и остаются в сфере чистой схоластики. На самом деле – это только наиболее очевидный симптом затяжного технологического и гуманитарного кризиса, который переживает телевидение как явление и общественного сознания, и технического прогресса. То есть тот же пресловутый кризис жанра, но в глобальном масштабе. Став гиперсредством, техногенный монстр мечется в поисках достойной цели. И находит ее только в себе же самом. Сущность самых изощренных новейших телетехнологий сводиться к первобытному: а я все вижу!!!



Любая сфера человеческой деятельности в процессе своего развития обретает кроме собственно практики, истории и теории, еще и свою философию. И нет оснований предполагать, что телевидение в этом смысле - исключение. Однако есть основание предположить, что в основе кризиса телевизионной практики лежит кризис телевизионной философии, в какой-то момент соблазнившейся и уверовавшей в то, что месторождение философского камня – найдено.



Осмысление - это по сути своей акт творчества, акт пересоздания реальности, акт оплодотворения ее смыслом. Картинка в телевизоре как результат торжества цифровых технологий – это тупость, бессмыслица. Она может воссоздать реальные действия реальных людей в реальном пространстве в реальном времени. Но эта реальность, если она не оплодотворена смыслом, не преображена в акте творчества, – она бесплодна, а значит - ущербна и уже по этому – искажена.



Наше бытовое поведение исполнено какофонии смыслов и знаков. Это стихийная семантика обыденности. Вебкамера в оффисе, в спальне, в сортире способна передать изображение на экран телевизора. Но телевидение – не дверной глазок, не окно в стене и не зеркало в коридоре. И компьютером можно забить гвоздь, но он не молоток. Ракеты попадают в жилые дома либо в результате промаха, либо в результате преступления. И иногда – это одно и тоже. И в любом случае – разрушает и убивает. И в любом случае не соответствует идее ракеты – преодолевать гравитацию.

Идея телевидения состоит в физическом преодолении изображением времени и пространства. Таким образом, реальное телевидение – это антителевидение. Потому что оно пытается транслировать физическое пространство и физическое время. И все рано транслирует лишь образ, но не наделенный смыслом, бесплодный и ущербный.



Вот простая иллюстрация. На «1+1» идет тоже российское, тоже, прости Господи, реальное шоу «Стань звездой». В основе – та же, что и в «Русском чуде», ситуация кастинга. Сева Новгородцев и Фекла Толстая с бригадой телевизионщиков ездят по городам России и отбирают из десятков, сотен молодых людей тех, кто в финале будет бороться за право стать одним из звездной четверки будущей поп-группы. Но в отличие от понатыканных в «чудесном» офисе вебкамер, операторы «звездного» проекта явно имеют представление о том, что в их руках за инструмент, и о том, что он действительно способен превращать в золото все попадающее в поле зрения. В поле зрения профессионала, умеющего видеть, чувствовать, мыслить, подмечать и рассматривать, восхищаться и досадовать, обобщать и анализировать. И все это при условии, что авторский текст – не сюсюкающее ерничанье над экспонатами живого уголка, не знающими, что их снимают. А живой, остроумный и внятный комментарий к ярким событиям, сильным эмоциям, импульсивным поступкам. Поступкам и тех, кто знает, что их снимают, и тех, кто снимает. У них общая – осознанная, озвученная, осязаемая и удивительно красивая цель: показать человека в момент высшего проявления своей сущности – в преодолении и в проявлении себя – в акте творчества.



И о цензуре.… Ну, в общем, вы в курсе …

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
579
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду