Повесть о том, как поссорился Иван Иванович (Нахманович) с Иваном Никифоровичем (Рабиновичем)

30 Липня 2007
2317
30 Липня 2007
09:35

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович (Нахманович) с Иваном Никифоровичем (Рабиновичем)

2317
В продолжение дискуссии о мемориале в Бабьем Яру.
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович (Нахманович) с Иваном Никифоровичем (Рабиновичем)

Около года назад на страницах «Детектор медіа» шла оживленная дискуссия о строительстве мемориала погибшим евреям в Бабьем Яру. Свои мнения высказали Александр Бураковский, Сергей Грабовский, Евгений Оленин, Богдан Червак, Семен Глузман и Виталий Нахманович. Ответом на статью последних «Вадим Рабинович как персональный магнит» и является сегодняшняя публикация. Несмотря на то, что тема довольно далека от обычной тематики нашего издания, редакция «ТК» считает своим долгом публиковать тексты, написанные в ответ на наше приглашение к дискуссии. Авторский текст публикуется без изменений.  

 

 «Долгом почитаю предуведомить…», что сюжет не украден у Гоголя, хотя сходство ситуаций просматривается. События, предлагаемые вниманию читателей, происходили не в Миргороде в «очень далекие времена», а в Киеве, практически сегодня. Многое из того, что так образно увековечил Гоголь, изменилось за сто семьдесят лет. К сожалению, Днепр позеленел, «пожирнел» и, в любую погоду, не чуден. Зато городские лужи высохли. Правда, существуют еще виртуальные лужи, куда иногда попадают уважаемые, но излишне доверчивые Граждане города Киева, итак.

 

 «Прекрасный человек…» Вадим Зиновьевич Рабинович - председатель Всеукраинского еврейского конгресса. «А какой богомольный человек…» Вадим Зиновьевич! Решил он евреям Киева построить синагогу, ишиву (учебное заведение) и музей «Бабий Яр». Для этого купил вблизи от Миноры* участок земли с недостроенным и заброшенным зданием и сообщил на своем сайте MIGnews о закладке «первого камня на месте будущего мемориала в Бабьем Яру». Тут следует дать некоторые пояснения. Во-первых, выкупленное Рабиновичем сооружение стоит заброшенным много десятилетий и сегодня напоминает большой хлев после пожара или бомбежки. Возле этого монстра играют в футбол, а рядом, у миноры, проводятся траурные мероприятия. Согласитесь, что облагородить участок следовало уже давно и  хорошо, что за это взялся Рабинович. Во-вторых, в текст, размещенный на сайте, закралась ошибка. Выкупленное Рабиновичем здание расположено не в Бабьем Яру, а на территории теперь несуществующего Еврейского кладбища**. На сайте не стали исправлять ошибку, посчитав это мелочью. Но, как известно, в мелочах кроется дьявол. Он и не заставил себя долго ждать.

 

«Очень хороший также человек…» Виталий Рафаилович Нахманович - ответственный секретарь Общественного комитета для увековечивания памяти жертв Бабьего Яра (комитет «Бабий Яр»). В свое время (2002 г.) Вадим Зиновьевич поддержал идею строительства в Бабьем Яру еврейского общинного культурно-развлекательного общинного центра (ЕОКЦ), а Виталий Рафаилович развернул войну за правое дело - недопущение этого строительства (нахватал много шишек, но победил). Вот тогда между ними произошла ссора. Надо отметить, Виталий Рафаилович так увлекся идеей возвращения территории Бабьего Яра его трагической памяти и создания мемориала, что посвятил этому занятию уже более пяти лет и считает себя главным хранителем тайн и будущего Бабьего Яра.

 

Каково же было Виталию Рафаиловичу, когда он узнал, что хлевоподобное здание расположенное рядом с «его» Бабьим Яром уже не хлев, а будущий мемориал (синагога, ишива, музей). И как тут не вспомнить слова бессмертного Гоголя: «Наконец, к довершению всех оскорблений, ненавистный сосед выстроил прямо против него, где обыкновенно был перелаз через плетень, гнусный хлев, как будто с особенным намерением усугубить оскорбление. Этот отвратительный… хлев выстроен был с дьявольской скоростью…». И действительно, надо отдать должное, если комитет «Бабий Яр» за четыре года не продвинулся дальше теоретических исследований и не добился утверждения границ заповедника «Бабий Яр», то команда Рабиновича сработала весьма оперативно, выкупив здание рядом с «Бабьим Яром».

 

Надо действовать, решает Виталий Рафаилович. Но метод, описанный Гоголем, не пройдет. Хлев в Миргороде «держался на четырех дубовых столбах», а здание г-на Рабиновича покоится на железобетонных опорах числом гораздо более чем четыре и пила тут не поможет. Нужны современные методы. Для начала - черный РR. Раскрутить его Нахмановичу помогла ошибка на сайте Рабиновича («мемориал в Бабьем Яру») и доверие, не знающее границ, членов комитета «Бабий Яр» (никто из них с топографией не знаком) своему ответственному секретарю.

 

Виталий Рафаилович подготовил «Заявление Общественного комитета «Бабий Яр» и члены комитета его подписали.

 

Черный PR о приватизации Бабьего Яра начинается сразу, в первом абзаце Заявления: «Мы обращаемся также к Президенту Украины с призывом принять решительные меры для недопущения дальнейшей приватизации Бабьего Яра отдельными общественными, коммерческими и муниципальными структурами»

 

Где-то в середине текста автор упоминает истинное местоположение собственности Рабиновича, но это звучит вскользь, как иллюстрация к обвинению городской власти в желании урезать границы заповедника: «Вполне очевидно, что городская власть г. Киева заинтересована в том, чтобы оставить за собой как можно больше участков, которые можно использовать под дальнейшую застройку. Подтверждением этому есть тот факт, что городом уже передано недостроенное сооружение на территории бывшего еврейского кладбища рядом с Бабьим Яром группе частных особ под руководством председателя Всеукраинского еврейского конгресса Вадима Рабиновича».

 

Затем автор снова переходит к теме строительства в Бабьем Яру и возможных последствиях: «Несколько лет назад общественность уже вынуждена была бороться с планами строительства в Бабьем Яру за счет иностранных средств еврейского общинного центра. Тогда общими усилиями всех порядочных людей: евреев, украинцев, русских, представителей разных народов, это кощунство было остановлено. Сегодня мы приближаемся к новому скандалу на той же самой почве». И так далее в той же некорректной форме.                    

 

Это «Заявление» Нахманович разослал более чем 80-ти интернетным адресатам земного шара с просьбами: «1) Переслать это заявление своим корреспондентам; 2) Разместить его на своем сайте; 3) Опубликовать его в каком-либо издании».

 

Видимо противоречивый текст «Заявления» вызвал у некоторых читателей естественный вопрос: что же все-таки приватизировал Рабинович – Бабий Яр или здание вблизи Бабьего Яра? И тогда последовало «разъяснение» – публикация в «Детектор медіа» (29.06.2006): «Вадим Рабинович как персональный магнит», авторы Виталий Нахманович, Семен Глузман. Приведу только две цитаты.

 

Виталий Нахманович: «А далее сообщил, в порядке информации, что он, Вадим Рабинович, купил в Бабьем Яру недостроенное здание и землю при нем и собирается построить там... нет, не мемориал, а совсем наоборот - комплекс, включающий музей (это там, где смотрят), синагогу (это там, где молятся) и ешиву (это там, где учатся)».

 

Семен Глузман: «Наш соотечественник Господин Р. (он же – Рабинович) решил приватизировать Бабий Яр. Тот самый, с костями и пеплом жертв национал-социализма. А мы, украинцы, не реагируем… Неужели вы, господа, готовы к появлению еще одного нашего национального позора, вам мало всего остального, отличающего нас от других, цивилизованных народов?»

 

О этичности поступка г-на Нахмановича, скрывшего (от всех и Семена Глузмана) правду о месторасположении здания Рабиновича, говорить не хочу, а вот г-н Глузман, в который раз, положился на Нахмановича и …облажался (да простит мне читатель несоблюдение салонной лексики).

 

Попутно с PR-ом Нахманович решил подготовить рейдерскую атаку. Для этого в тексте написанной им «Концепции создания Государственного историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» появился пункт: «ликвидация недостроенных сооружений на территории заповедника». Таким образом, частная собственность Рабиновича априори попадает под снос.

 

Дабы автора идеи не обвинили в самозахвате, в Концепции есть и такой пункт: «Принять правительственное постановление об утверждении концепции создания заповедника». Теперь это будет не «месть Иван Ивановича Ивану Никифоровичу», а выполнение законопослушным директором заповедника решения правительства. 

 

Сейчас видные мужи Киева выдвигают Нахмановича на должность директора заповедника – на должность строящегося предприятия (самого крупного комплекса в Шевченковском районе) выдвигается человек не сведущий в вопросах строительства. Поэтому вся головная боль еще впереди, а я представил себе такое.

 

Жизнь в Шевченковском районе парализована. Не работает водопровод и канализация т.к. нет электроэнергии. А электроэнергии нет по той причине, что территории Лукьяновской электроподстанции возвращен прежний статус – мусульманского кладбища. Минора, из-за ошибки в концепции Нахмановича о месте массового расстрела евреев (см. план заповедника), перенесена и установлена рядом с памятным знаком «Крест» членам подполья ОУН (для «запобігання міжетнічної упередженості» из письма членов оргкомитета 2-й Всеукраинской научной конференции, «Форум наций», №5/60, 2007). Милиция круглосуточно дежурит возле этих памятников, наблюдая «справжню суспільну злагоду» (там же). По середине восстановленного еврейского кладбища (администрация Заповедника вернула останки на свои места и установила тысячи наново изготовленных памятников), на крыше законсервированного телецентра, раввин читает поминальную молитву и при этом думает: если бы в разработке концепции создания заповедника, кроме писателей и философов, историков и скульпторов, политологов и врачей, принимали участие топографы и архитекторы, - такого бы не случилось.   

 

*Минора (семисвечник) это символический знак, к которому приходят почтить память евреев расстрелянных в 1941-43 гг. По существовавшей ошибочной версии евреев 29-30 сентября 1941 г. расстреливали на Еврейском кладбище. На самом деле расстреливали в Бабьем Яру (сегодня это территория парка от ул. Мельникова до ул. Ольжича). По ошибке архитекторов Минора установлена на территории Кирилловского православного кладбища.

 

**Еврейское кладбище расположено рядом с Бабьим Яром. Было сооружено в конце 19 века (архитектор В. Николаев). В 1937 г. кладбище было закрыто. В 1943 г. немецкие оккупанты использовали мацевы (надмогильные камни) для устройства печей в которых в Бабьем Яру сжигали трупы. Решение об окончательной ликвидации кладбища было принято в 1962 г. Всем желающим оказывалась помощь в перезахоронении останков на действующих кладбищах. После 1 января 1963 г. все памятники, оставшиеся бесхозными, были сняты и переданы на утилизацию. Сегодня кладбище застроено зданиями и сооружениями общественного назначения. 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
2317
Теги:
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду