Эксгумация истории – 2

10 Липня 2003
931
10 Липня 2003
18:29

Эксгумация истории – 2

931
По мере приближения скорбной годовщины трагических событий на Волыни 1943 года привычная для нашего ТВ амнезия сменяется традиционным же дежа-вю. По мере приближения скорбной годовщины трагических событий на Волыни 1943 года, не только парламенты двух стран - Украины и Польши – пытаются определиться с оценкой тех событий. Накануне даты и привычная для нашего ТВ амнезия сменяется традиционным же дежа-вю.
Эксгумация истории – 2
Нечто подобное уже можно было наблюдать в национальном телеэфире осенью прошлого года, когда словно по некой разнарядке сверху телеканалы ринулись расчищать идеологический плацдарм для амбициозной акции гражданского примирения ветеранов Советской армии и ветеранов УПА по случаю 60-летия создания последней.

Вот и теперь очередная трагическая дата всплывает на поверхность информационного потока не потому, что пришло время наконец-то избавиться от белых пятен в собственном прошлом. А потому, что, произвольно выдергивая окровавленные нити национальных трагедий из и без того потрепанной канвы отечественной истории, мастера политического рукоделия пытаются нанизать на них сегодняшний политический интерес. И, в общем-то, саму по себе эту технологию можно назвать скорее верной, чем вредной. Вредной и подлой ее может сделать и делает только топорное исполнение.

Благородную просветительскую идею известного политтехнолога Михаила Погребинского, выступившего инициатором создания документальных проектов «УПА. Погляд крізь роки” и четырехсерийного «Волынь. Знак беды», авторы-документалисты Александр Балабан и Александр Родинский воплотили в добротные и взвешенные телевизионные исследования исторических событий. Эфир первого проекта состоялся в октябре минувшего года. «Волынь. Знак беды» прошла на прошлой неделе на Первом Национальном.

Проступающие сквозь пелену исторического беспамятства картины кровавого кошмара в документах, хрониках, фотографиях и свидетельствах очевидцев действительно способны перевернуть весьма поверхностные обывательские представления о собственной национальной судьбе. Способны разрушить устоявшийся в массовом сознании образ безответной «скривдженой неньки». Когда даже президент Международной кризисной группы Гарет Еванс – визит которого в Украину, фактически, совпал по времени с телевизионным показом «Волыни», по свидетельству новостей наших телеканалов, акцентировал на том, что наша страна «демонстрирует высокий уровень исторической толерантности и решает все межэтнические вопросы путем диалога и поиска компромиссов».

Миф об исторической толерантности всегда был вполне удобен и практичен в политической эксплуатации. Теперь же, когда на поверхность информационного потока всплывают все новые и новые подробности волынской трагедии, мы, как и большинство европейских этносов, становимся обладателями неудобной истории, вместе с которой на смену исторической безответности приходит историческая ответственность. Позиция авторов фильма «Волынь. Знак беды» нашла свое отражение в попытке максимально отстраненно всмотреться в архивные материалы, представить самый широкий спектр мнений украинских и польских свидетелей и участников событий, исследователей, историков, публицистов. И, в конце концов, эта позиция приняла законченную форму морального императива: ничем, никогда, нигде и ни для кого не может быть оправдано убийство женщин, детей и стариков.

Это, конечно, ответ. Но ответ, оставляющий открытым вопрос. Как сегодняшний национальный интерес, и без того самое слабое место отечественного политического сознания, может и должен взаимодействовать с собственной историей, в которой, кроме обиды, оказалось достаточно вины?

Здесь бы инициатору проекта Михаилу Погребинскому и попытаться поставить «Наголос». Он и попытался. В прошлую пятницу, собрав в студии программы Первого Национального «Наголос» четырех народных избранников разных «конфессий» - от Тараса Черновола до Адама Мартынюка, Михаил Борисович так и сказал: годовщина на носу, визит Квасьневского со дня на день, наши поляков резали, будем извиняться, а теперь давайте обсудим, стоит ли вообще сегодня обо всем этом разговаривать.

Честно говоря, современное информационно-идеологическое обслуживание политических решений руководства страны представлялось мне делом весьма деликатным и хлопотным, заведомо исключающим топорную прямолинейность. Ведь реальные гуманитарные задачи, стоящие перед страной и обществом - это ли не предмет забот и власти, и ее идеологов? И разве допустимо в программе Первого национального канала демонстрировать самоуверенное пренебрежение к тому самому широкому зрителю, который, на самом деле, не настолько нуждается в просвещении, чтобы не понять, что с ним попросту не считаются?

Несколько другой подход продемонстрировал «Интер» во вчерашнем почти ночном показе фильма «Волынь» из документального цикла «Война без победителей». Здесь информационная плотность и интонационная пафосность подачи материала без лишних аналитических рефлексий сошлись в жизнеутверждающих слоганах о том, что нужно смотреть в объединяющее нас будущее, а не разъединяющее прошлое. И это правильно. Жаль только, что документальные проекты «Интера», каких бы широких и глубоких тем они не касались, все равно в результате выглядят расширенным сюжетом «Подробностей».

Ну а главное – это то, что при всем разнообразии мнений и сведений, прозвучавших о Волынской трагедии в последнее время, не нашлось в нашем телеэфирном пространстве аналитика-публициста или личностного авторского взгляда в любом другом жанре, который бы позволил говорить о более широком понимании того, что же с нами, собственно, происходило и происходит. Что происходило тогда, в 43-ем, по всей цивилизованной Европе, перед которой мы нынче комплексуем. И что происходит с ней сегодня. Как живут и соотносят сегодняшние политические и национальные интересы со своим неудобным прошлым высокоразвитые национальные европейские государства? И что по этому поводу показывает их телевидение? Собственно, как раз такой взгляд и должен был бы стать лакмусом не только «взрослости» нации, но и «взрослости» национального телевидения. Увы.

Читайте також: Эксгумация истории

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
931
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 596
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду