Забытая мелодия для флейты

19 Лютого 2003
982
19 Лютого 2003
12:30

Забытая мелодия для флейты

982
Документальным фильмом «Владимир Щербицкий. Попытка эпитафии» отметил Первый Национальный 85-летие со дня рождения легендарного партийного лидера. В ряду прочих юбилейных мероприятий, это кино убедительно засвидетельствовало: жанр героического номенклатурного эпоса возрождается.
Забытая мелодия для флейты
Новейшая отечественная партократия, спохватившись, на скорую руку комплектует исторический обоз своего идеологического фронта.

Что интересно, еще совсем недавно зияющая пустота современного мифотворчества взывала к креативному разуму продвинутых идеологов. И, увы. Национальная идея сошла с горизонта, так и не став общественно значимым ориентиром. Во многом благодаря тому, что проводники ее должным образом не обеспокоились созданием прочного мифологического фундамента. Очевидно, сказалось отсутствие пропагандистского опыта. Государственническая риторика тяжело приживается в стране, где о народе – как субъекте державы! – даже с высоких трибун вспоминают исключительно в унылой и столь же бесконечной песне о повышении пенсий и минимальных зарплат… А патриотизм оказывается востребованным лишь тогда, когда правящему режиму надо сказать очередное решительное «нет» очередным попыткам извне привести эту Богом забытую «державу» в чувство… Зато номенклатурократии ни опыта, ни цинизма - не занимать. Ветераны идеологического фронта, как известно, не стареют душой. И этот опыт, помноженный на современные информационные технологии, судя по всему, со временем даст тот еще результат.

Но вернемся к Щербицкому и к опытному образцу телевизионного надгробия, которое изваял для него «Укртелефильм». Наиболее примечательная особенность этого небольшого кино в том, что, собственно, реальное представление о личности заглавного персонажа - ни авторское, ни зрительское – не является смыслообразующим фактором. Иными словами, режиссер фильма Олег Бийма, кокетничая собственными ностальгическими сантиментами и откровенно вымогая аналогичных зрительских, подменяет обещанный документальный портрет конкретной исторической личности демагогическим экскурсом в нашу славную, но противоречивую эпоху застоя.

Подтрунивая над бравурной советской кинохроникой, метр, по существу, воспользовался все теми же пронафталиненными методами промывания мозгов. Тут тебе и псевдолирика закадрового текста от первого лица, начитанного хорошо поставленным голосом известного киевского артиста. И обязательное пафосное упоминание об отдельных недостатках (это как раз о политических репрессиях, о первомайской демонстрации 86-го и т.д.), которые, впрочем, слишком неоднозначны, чтобы швырять камни в собственное счастливое детство. Что же касается непосредственно фактов биографии заглавного героя, то их в фильме с успехом заменяет его номенклатурное резюме: когда, куда и кем был назначен. Словом, очень любил Украину, очень хотел сделать для нее то, чего не мог сделать. Очень не хотел делать то, что делать приходилось. Очень сожалел о сделанном, и не сделанном. Извел себя безвременно чувством вины. Хотя виной всему – особенности исторического момента…

Честно говоря, даже сложно предположить, из каких таких идейных соображений нужно было подобным образом глумиться над светлой памятью Владимира Васильевича? Или это всего лишь жанровые особенности заказного номенклатурного эпоса? Ведь то, что у власти в нашей стране как была, так и остается советская номенклатура в самом непосредственном смысле этого слова – очевидно. И дело не в коммунистическом прошлом практически всех без исключения наших политических лидеров, а в той вновь так ладно сложившейся партийно-номенклатурной структуре нынешней власти, которая от прежней, кроме названия, мало чем отличается. И нынешний энтузиазм, с которым осуществляется госзаказ на отмывание номенклатурного вождизма, лишь подтверждает эту преемственность. Так что вряд ли прав Пиховшек, вслед за своим боссом уж который «Эпицентр» подряд талдыча, что «власть сильна, как никогда». Скорее уж, власть сильна как когда-то… Как там в фильме Рязанова? «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы - гордимся общественным строем»…

Читайте по темі:

Фільм про Щербицького – спроба закадрового тексту
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
982
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 578
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду