Даниил Дондурей: «Бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск»

27 Жовтня 2006
14874
27 Жовтня 2006
22:46

Даниил Дондурей: «Бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск»

14874
Кинокритик, социолог, телевизионнвй эксперт, Даниил Борисович Дондурей также является главным редактором журнала «Искусство кино» и членом Федеральной комиссии по телевидению и радиовещанию.
Даниил Дондурей: «Бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск»

Кинокритик, социолог, телевизионнвй эксперт, Даниил Борисович Дондурей также является главным редактором журнала «Искусство кино» и членом Федеральной комиссии по телевидению и радиовещанию. В определенном смысле он напоминает Дон Кихота, поскольку все время бьет в набат по поводу состояния современного телевидения (и того, чем это может обернуться для общества), а в ответ – тишина.

 

– Даниил Борисович, недавно было объявлено, что Совет Федерации займется реформированием телевидения, поскольку оно находится в кризисе. Однако многие телепрактики считают, что кризиса нет.

– Еще бы они считали иначе… В «Известиях» сняли рубрику, в которой деятели культуры делились своими телевизионными впечатлениями – это говорит о чем? Ни один из опрашиваемых не мог ответить по существу. «Я не смотрю телевизор», «Смотрю только новости», «Смотрю «Дискавери», «Иногда включаю «Культуру», – такие вот были ответы. Нашим телевизионщикам потрясающе везет, потому что они взяли себе право оценивать собственную деятельность. Телевизионные пиар-службы рассказывают, какие шедевры они производят, – вещь беспрецедентная. Производители продукта – они же судьи! Это как если бы на соревнованиях спортсмены сами бы еще и замеряли свои результаты. Никогда не публиковалось каких-либо экономических отчетов – такое впечатление, что бюджеты телеканалов охраняются больше, чем бюджеты ракетных войск. И никогда никаких серьезных исследований – телебоссы согласны лишь на простые измерения рейтинга и доли. То есть разрешается мерить количество застрявших у «ящика» в определенное время – и делать из этого глобальные выводы. Хотя причин включения телевизора может быть миллион: показывают родную деревню, делать было нечего, болел и т.д. Да просто – включили для уюта: на некоторых урчание телевизора действует как шум дождя. Телевизионщики же всячески препятствуют какому-либо другому способу измерения их работы. А стоило бы, например, исследовать, повышает ли передача «Чистосердечное признание» количество киллеров в обществе.

 

– Кто-нибудь у нас всерьез изучал влияние телевидения на сознание?

– Институтов, анализирующих телевизионные события и влияния, нет. Есть несколько чудных женщин, таких, как вы, которые по собственной воле или принуждению редактора пытаются что-то понять и проанализировать. Подумайте, десятки тысяч экспертов в экономике – в каждом банке, корпорации, научно-исследовательском институте… А здесь, где речь о громадной силе восприятия, о возможности формирования нации в ту или иную сторону – ничего подобного, нет экспертов. У нас боятся даже подступиться к теме реального изучения телевидения, потому что это слишком серьезно.

 

– Итак, телевизионщики захватили право рассказывать о том, какие они есть замечательные, рейтинг признают как единственную меру качества их работы…

– …и объявили телевидение не общественным благом, а бизнесом, чем дурачат не только общество, но и власть. Причем бизнес тот – под видом «интересов народа». Мы что, сдали 142 миллиона голов в аренду? В барщину? Жизнь так устроена, что четыре миллиона работодателей кормят остальных – большинство населения. Но большинство часто не является критерием общественного развития. Общественным благом может являться как раз отклик на интересы меньшинства. Как это делается на канале «Культура» – резервации или, как бы сказали в эпоху Холокоста, – культурном гетто нашего ТВ. Если бы давали лицензию, сообразуясь из того, как ты служишь общественному благу, – боюсь, на телениве одна бы «Культура» ее и получила. Если не придерживаться морально-нравственных ориентиров в чем бы то ни было, в обществе возникает масса людей-ветряков, ни в чем не укорененных, которых легко можно поворачивать в любую сторону. Это удобно. И ужасно.

 

 

– Кажется, благородству и нравственным ориентирам нас учат не отечественные телесериалы, а американские.

– Аморальность нашего общества – еще более засекреченная тема, чем влияние телевидения на сознание. На эту тему не говорит никто и никогда. Это табуировано. Смотрите: недоверие всех ко всем, терпимость к насилию, ненадлежащее отношение к детям и старикам… Американцы выросли из протестантской этики и, несмотря на весь их гангстеризм 30-х годов, научились мыслить в правильном направлении. Они понимают: плохо и невыгодно для себя же воровать, бить негров и проч. Благотворительность и волонтерство записаны в их культурный код. Надо хорошо работать, помогать слабым, беречь экологию – вот важнейшие цели их социально-культурной системы. У нас ничего этого нет уж лет 15 как. Наши творцы не обучены морали – или ее отключили. Мне даже это стыдно сказать (шепотом): убивать нехорошо. Наши творцы этого не знают. Лучшие американские сериалы, те, которые отмечены премией «Эмми», – вот они знают, сколько должно быть килограммов благородства в каждом сериале. Три наших «парня» могут претендовать на уровень «ЭММИ» – «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «В круге первом». Ко всем трем есть профессиональные претензии, но это качественная продукция. И, однако же, ни один из них не рассказывает о 2006 годе и о том, как жить завтра. Мы всегда знаем, как жить вчера.

 

– Случилось ли для вас хоть одно ТВ-событие в этом новом сезоне?

– Разве что со знаком минус. Помнится, министр Иванов год назад сказал по какому-то поводу: «Это даже хуже, чем «Аншлаг». Теперь приходится приводить другую сравнительную категорию: «Это даже пошлее, чем пятничное шоу умницы и таланта Максима Галкина». Центральным каналам противостоят дециметровые СТС и ТНТ. На СТС идет очень симпатичный развлекательный проект Александра Цекало и Михаила Шаца «Слава богу, ты пришел!». На ТНТ – довольно интересный «Кандидат» с Владимиром Потаниным, там же – «Комеди клаб» с Гариком Мартиросяном и другими талантами. К сожалению, они прицельно работают на гламурную публику – выйти бы им на социальную сатиру, цены бы им не было. Никак не обойти борьбы фигуристов со «звездами» на двух основных каналах; стоит признать, что в танце двух звезд – Константина Эрнста и Антона Златопольского – победила боевая ничья.

 

Независимая газета

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Независимая газета»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
14874
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду