Кибердиссиденты и не только

8 Січня 2008
20975

Кибердиссиденты и не только

20975
Кибердиссиденты и не только
Прошедший год унес жизни 86-ти журналистов. Каждый день арестовывали двоих, семеро в месяц погибали при исполнении либо из-за своей профессиональной деятельности. Таковы данные доклада международной организации «Репортеры без границ». По сравнению со статистикой пятилетней давности, профессиональная смертность среди журналистов повысилась в 2,5 раза, цифры – самые высокие с 1994 года, то есть за 13 лет.
 
Кроме 86-ти собственно журналистов, к которым на Западе относят репортеров, фотографов и всех членов съемочных групп, погибли 20 представителей ассистирующего персонала (гиды, переводчики, водители, охрана). 67 человек были похищены, 887 – арестованы, 1511 пострадали от угроз или физических атак. По меньшей мере, 528 выпусков газет, радио- и телепрограмм подверглись цензуре.
 
Впервые «Репортеры без границ» включили в отчет онлайновые СМИ. 2676 сайтов были заблокированы, 37 блогеров арестованы, 21 – избиты.
 
Северная Африка и Ближний Восток – регионы, где ведется больше всего войн, – стали местом гибели 48-ми тружеников пера, это почти половина из всех. Кроме того, именно там зарегистрировано больше всего похищений (29). Во всех остальных «номинациях» – аресты, угрозы и цензура – безоговорочно лидирует Азия, на ее долю приходится от трети до половины числа остальных нарушений прав журналистов.
 
Составители отчета констатируют печальный рекорд для Ирака. В ходе последней войны, с марта 2003-го там погибли 207 журналистов – больше, чем за войну американцев во Вьетнаме, бои на территории бывшей Югославской Республики, резню в Алжире и геноцид в Руанде. Причем все погибшие, кроме одного, были иракцами. Боевики целенаправленно убивали либо тех, кто сотрудничает с иностранными медиа, либо работников СМИ конкурирующей ветви ислама. Журналистам разрешили носить оружие для самозащиты, однако более эффективных мер в общенациональном масштабе иракское правительство за четыре года так и не придумало, за что правозащитники резко его раскритиковали. Первое место Ирак занял с огромным отрывом – 47 (погибших иракских журналистов. – Ред.), в то время как второе (Сомали) – 8, третье (Пакистан) – 6. На 1 января 14 журналистов находились в заложниках, все – на территории Ирака.
 
Негативная динамика в Сомали и Пакистане связана с активизацией боевых действий между правительством и повстанцами. За Сомали за год закрепилась репутация «маленького Багдада», иностранные медиа ее избегают (к тому же там нет нефти и американских солдат, что снижает интерес редакторов к тамошнему конфликту). Единственной хорошей новостью года «Репортеры без границ» называют затишье в Колумбии – впервые за 15 лет в краю наркобаронов не погиб ни один репортер.
 
Расследования девяти из десяти убийств журналистов в мире проваливаются: либо судят только исполнителей, а заказчики избегают наказания, либо правоохранительные органы вообще не находят ни организаторов, ни собственно киллеров. Если в смерти репортера было заинтересовано правительство, оно всеми силами затягивает расследование, рассчитывая на то, что со временем интерес общества к делу ослабнет. «Репортеры без границ» противодействуют такой политике, поднимая старые дела и организовывая кампании по ним – в частности, это девятилетней и трехлетней давности убийства в Буркина-Фасо и Гамбии. Организация также лоббирует расширение полномочий будущего международного трибунала по убийству ливанского экс-премьера Рафика Харири с тем, чтобы дать судьям право расследовать все громкие убийства, произошедшие в стране с 2004 года, в том числе – смерти политиков-оппозиционеров и двух известных репортеров.
 
В фокусе внимания также суды над обвиняемыми в убийствах журналистов, которые должны пройти в 2008 году: по делу турка армянского происхождения Гранта Динка в Анкаре и Анны Политковской – в России. Правозащитники указывают, что эти процессы будут иметь огромное значение не только для журналистов этих государств, но и для их политической элиты, и для всей расследовательской журналистики в странах – соседях ЕС. Политковская, указывают составители доклада, стала восемнадцатым журналистом, убитым со времен прихода к власти Владимира Путина. Лишь в одном из этих восемнадцати случаев виновных нашли и отдали под суд.
 
Состоянием на 1 января 2008 года в тюрьмах в 30-ти странах находились 135 журналистов – за последние годы число пребывающих в местах лишения свободы представителей этой профессии практически не меняется, выпускают – и сажают новых. Пальму первенства по такому методы борьбы со свободой слова держит Исламабад – пакистанские власти в прошлом году арестовали 195 репортеров, Куба и Иран соответственно – 55 и 54. Китайские власти наиболее последовательны в своей борьбе с инакомыслящими: сейчас в тюрьме пребывает 33 журналиста, происходит постоянная ротация – у кого-то срок закончился, но быстро поступают новые. Уже четыре года подряд компартия КНР держит стабильный курс на пресечение оппозиционных проявлений в прессе, что подтверждают цифры.
 
Еще 65 сидящих в тюрьмах Поднебесной носят гордое название «кибердиссиденты» – в стране, где заблокировано все сетевое, что вызывает малейшее подозрение в отклонении от политики партии, у них хватило смелости (или глупости) критиковать существующий строй. Восемь их коллег сидят во Вьетнаме и один в Египте. Правительства Китая, Мьянмы и Сирии пытаются ограничить интернет и превратить его в «интранет», отрезав граждан от популярных западных сайтов и жестко контролируя все внутренние веб-страницы. Сирия закрыла доступ к сотне популярных сервисов, включая социальную сеть Facebook, почту Hotmail и телефонию Skype, под предлогом того, что они просматриваются и прослушиваются израильскими спецслужбами. Во время массовых демонстраций буддийских монахов в октябре в Мьянме отключили интернет. На время подготовки и проведения 17-го съезда компартии Китая власти заблокировали около 500 сайтов, в основном – форумы, на которых обсуждались общественно-политические вопросы.
 
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
20975
Читайте також
06.05.2008 11:24
Татьяна Неймаш
, для «Детектор медіа»
36 368
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду