ПРОЕКТИ
14:35
Субота, 2 Вересня 2017

ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»

Зачем британский телеканал сместил акценты в заголовке и манипулировал словами журналистки Екатерины Сергацковой, остается пока неясным. Вряд ли есть основания считать публикацию Sky News и новостей на ее основе в украинских СМИ информационной спецопераций, но тема «Украина-ИГИЛ» в последние два года слишком часто становится поводом для манипуляций
ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»
ИГИЛ, Sky News и «коррупционный хаб»

На днях посольство Украины в Великобритании отреагировало на публикацию канала Sky News, посвященную присутствию в Украине бывших или действующих боевиков ИГИЛ. Дипломаты выразили свое недоумение в связи с содержанием и в первую очередь заголовком статьи, который звучит так: «'Corruption hub' Ukraine could offer terror route to Europe for Russian IS fighters» («“Коррупционный узел” Украина может предложить террористический маршрут в Европу для российских боевиков ИГИЛ»).

Интересно, что сам материал московского спецкора Sky News Джона Спаркса — и в текстовом формате, и видеорепортаж — весьма вскользь касается темы Украины в качестве якобы «перевалочного пункта для террористов».

На самом деле материал представляет собой интервью с отцом дагестанца, российского гражданина, который воевал в ИГИЛ, потом разочаровался в идеологии «Исламского государства», бежал оттуда и сейчас прячется в Украине. Отец бывшего боевика два года пытался уговорить сына покинуть Сирию и перестать быть террористом, даже ездил в Сирию и в итоге смог переправить его в Турцию, а затем — сюда. В репортаже есть также интервью с самим бывшим боевиком, который сейчас живет в Украине, не рискуя вернуться в Россию, где его арестуют и осудят. В материале также имеется туманная ссылка на мнение неназванных «активистов», которые утверждают, что в Украине осели 400–500 бывших боевиков ИГИЛ. И крохотный комментарий журналистки Екатерины Сергацковой, которая говорит, что в Украине есть «a lot of сorruption hubs» («много коррупционных центров»), в которых можно раздобыть украинские документы, а затем, имея, например, бумажный паспорт, совершенно легально получить биометрику. И уже отсюда двинуться куда-нибудь — например, в Европу. Никакого контекста для этого заявления Сергацковой в статье и в видеорепортаже нет.

При этом именно это утверждение журналистки было вынесено в заголовок текстовой версии статьи Sky News. Более того, на видео слышно, что Сергацкова говорит во множественном числе о «коррупционных центрах», — а в заголовке уже вся Украина становится «коррупционным хабом» и в текстовой версии репортажа ее фраза звучит уже так: «Ukraine is a corruption hub».

За вполне понятным возмущением украинских дипломатов последовали несколько публикаций в украинских СМИ, цитировавших украинское посольство, а также ряд постов в Фейсбуке, в которых разбиралась сама статья Sky News. В частности, Игорь Соловей, редактор отдела «Мир» на сайте «Левый берег», разобрав статью и появление ее переводов в украинских медиа, допустил, что публикации на основе материала Sky News в ряде украинских СМИ, — это «спецоперация» в ходе информационной войны.

«Я звернув увагу на сам процесс — як цю статтю штовхали в українське медіа поле. Судіть самі.

Спочатку на Sky News виходить ТЕЛЕсюжет "The man who rescued his son from Islamic State" (про Україну десь глибоко всередині) — це сталось 22 серпня.

Потім, наступного дня, 23 серпня, на російських ресурсах — Звєзда, Русская весна, а також українських — Страна.юа та Корреспондент.нет — виходять уже новини, з цього сюжету. При цьому в своїх новинах вони всі посилаються на оригінал — тобто на сайт Sky News.

Тут зроблю ліричний відступ: я не вірю в те, що в Страна.юа чи на Корреспонеднт.нет хтось з журналістів дивився Sky News, раптом побачив сюжет і думає, О, тут же про Україну, класна тема, треба зробити з цього новину!. А значить — була як мінімум наводка, але скоріш за все — хтось просто прислав в редакції готовий текст (чи ссилку) цим ЗМІ, для закидування в українське медіа поле.

Хто це був? Варіантів кілька: це або моніторщики нашого північного сусіда — ЗМІ, спецслужби і т. п, які спеціально відслідковують інформматеріали по проблематиці/регіону і побачили відповідний сюжет. Або це ж ті, хто знав про дату виходу сюжету — а це можуть бути автори, причетні до підготовки матеріалу чи редактори Sky News, які і повідомили колег вищезгаданих ЗМІ.

Хто ж в цьому конкретному випадку «навів» на сюжет — знають тільки ті, хто це замовлення прийняв.

Але в цій спецоперації стався прокол», — написал Соловей на своей странице в Фейсбуке.

Под «проколом» Соловей имеет в виду следующий факт: все новости, выходившие 22-23 августа в украинских СМИ об Украине как «перевалочном пункте террористов», ссылались на статью Sky News, которая сейчас датируется 29 августа — то есть, получается, вышла неделю спустя после новостей в наших СМИ. Соловей предполагает, что изначально, 22 августа, на британском телеканале вышло видео с заголовком «The man who rescued his son from Islamic State», а украинские СМИ «по разнарядке» акцентировали внимание именно на «украинском вопросе» в своих материалах. А уж затем, 29 августа, появилась и текстовая версия репортажа на сайте Sky News в нынешнем его виде.

«Якщо пройти за наведеним в перепублікаціях 23 серпня посиланням — то всі вони ведуть на статтю на сайті Sky News уже з іншим заголовком, адаптованим до української теми: "'Corruption hub' Ukraine could offer terror route to Europe for Russian IS fighters. Observers say up to 500 ex-jihadists are hiding out in the country that recently signed a visa-free travel deal with the EU". Але увага — ця стаття датована... 29 (!) серпня! (скани підтвердження — нижче). Тобто на момент перепублікацій 23 серпня в українському і російському інтернет сегменті її в природі ще не було...(…) Хтось спеціально координував/є роздування теми про ігіловців з українськими біопаспортами, заведення цієї теми з іноземного в українське медіа поле, а також її подальше розповсюдження», — пишет Соловей.

Как легко выяснить, на сайте Sky News текстовая версия репортажа изначально появилась 22 августа именно с таким, странным и манипулятивным заголовком. Во-первых, это видно по публикации в Твиттере канала — там статья с заголовком про «коррупционный хаб» была опубликована еще 22 августа. Во-вторых, ссылка на материал именно с таким заголовком на сайте канала есть в личной переписке Екатерины Сергацковой (скрины переписки имеются в распоряжении редакции) — и тоже 22 августа. Интересно, что кроме упомянутых сайтов «Страна.юа» и «Корреспондент.нет», пересказ статьи Sky News опубликовала еще 23 августа и украинская редакция «Радіо Свобода» — и тоже с акцентом на «украинскую часть» статьи, в обзоре новостей зарубежных СМИ. В публикации «Радіо Свобода» слова Сергацковой были переданы верно - и взяты, судя по всему, с видеозаписи, а не текстовой расшифровки.

Кстати, одним из первых эту статью разместил у себя в фейсбуке бывший украинский политолог Виктор Корнилов в 10 утра 23 августа, ныне проживающий в Москве, активный участник информационной войны. Спустя два часа новость на основе этой статьи была опубликована уже сайтом Страна.ua, и так далее.

Собственно, проблема и статьи, и реакции на нее в украинских СМИ только одна: заголовок, который, как сообщает и Соловей, и заслуживающий доверия источник «Детектора медиа», не был придуман журналистом — автором статьи. А, вероятнее всего, редактором. Что касается фактов или допущений, изложенных в статье, то они не новы.

Сергацкова за последний год написала три больших материала на тему присутствия бывших боевиков ИГИЛ в Украине. Первый вышел в августе 2016 года — «Рассказ экс-боевика ИГИЛ, который живет в Украине». Материал был номинирован на премию «Честь профессии» в этом году в номинации «Лучшая подача сложной темы». После этого Сергацкова сделала еще два материала: «История дангестанца, который сбежал из ИГИЛ в Украину», опубликованный 3 мая этого года, в котором, по сути, была полностью рассказана история отца и сына Нурмагамедовых, которую и пересказали в сокращенном виде Sky News. И еще один, от 17 июля, который озаглавлен «Как бывшие боевики ИГИЛ оказываются в Украине», где Сергацкова рассказала не только о том, как технически эти люди оказываются в Украине, но и сколько их — ссылаясь и на анонимный источник в активистской среде Дагестана, и называя еще одного человека — Абу Мансура Ногайского. Оба источника Сергацковой говорят о нескольких сотнях таких людей. Интересно, что 19 июля 2017 года статья на ту же тему вышла и у Reuters — в ней журналистка Мария Цветкова (Россия), ссылаясь на источник в правоохранительных органах РФ, тоже сообщает об «очень многих» осевших в Украине бывших боевиках ИГИЛ.

Любопытно также, что на сайте «Вести.юа» еще в апреле 2017 года вышла статья, подписанная Петром Пуляевым, на ту же тему, с заголовком «Из-за чего Украина стала центром легализации боевиков ИГИЛ». В статье содержатся приблизительно те же утверждения, что и на Reuters, и Sky News — но со ссылкой на правоохранительные органы Украины.

Цитата: «Как рассказал Вестям источник в правоохранительных органах, бывшие боевики стремятся попасть в Украину, чтобы отсидеться и получить документы. Большинство выдают себя за беженцев, пострадавших на Ближнем Востоке, — говорит он. И действительно, в судебном реестре есть масса свежих дел, где выходцы из Ирака или Сирии судятся с Госмиграционной службой, отказавшей им в получении статуса беженца.

Для них статус беженца — идеальное прикрытие, чтобы потом жить в Украине или уехать в Европу. А потому в потоке реальных беженцев есть люди, воевавшие в группировках боевиков. В Украину игиловцы проникают небольшими группами через Турцию и Россию. Главные ворота” — Одесса, Киев и Харьков. Тут их встречают их товарищи, отвозят на съемные квартиры, где те отсиживаются, пока им не сделают документы за $5–7 тыс. Для этого подделывают украинские паспорта или вписывают все, что надо, в чистые бланки паспортов, которые остались в Крыму (). Проблема в том, что у нас сплошные дыры в законодательстве, в Миграционной службе можно получить любое разрешение за $300», — объясняют силовики».

То есть по сути, ничего сенсационного ни Sky News, ни Сергацкова не сообщили читателям — эту информацию публиковали и она сама, и другие издания на протяжении последнего года.

Журналистка так прокомментировала «Детектору медиа» появление ее цитаты в материале канала Sky News: «Меня познакомил с журналистом Джоном Спарксом коллега, который помогал продюсировать материал Спаркса об одном из игиловцев, живущих в Украине. Я этой темой занимаюсь полтора года — и, честно говоря, за все это время я не услышала ни одного отзыва, ни одного критического замечания по этому поводу.

Сначала мы с журналистом Sky News поговорили без записи, затем он попросил меня дать комментарий на камеру. Он мне говорил, что делает сюжет про этого человека и его отца. Но когда мы говорили с Джоном, я поняла, что, по сути, он не знает контекста того, о чем собирается писать — и мне пришлось ему пересказать свою работу, которую я опубликовала на Громадськом в этом июле.

Рассказывая Спарксу о своих материалах, я назвала приблизительную цифру в несколько сотен бывших игиловцев, которые находятся в Украине — он, видимо, обобщил как-то и появилась цифра 500. Сейчас невозможно назвать точную цифру этих людей, но я основываюсь на интервью с несколькими людьми, которые организовывают выход боевиков из ИГИЛ, и эти мои источники называют приблизительно одинаковые цифры. При этом они между собой не связаны.

Заголовок к статье манипулятивный, потому что не отражает сути того, что я говорила. Впрочем, проблема в этом репортаже не только в заголовке, а и в том, что они взяли сложную тему и не провели расследования, не изучили контекст».

Контекст и у самих по себе материалов о хоть какой-то связи Украины и ИГИЛ тоже заслуживает внимания. С одной стороны, есть официальные заявления СБУ, и не одно — о пресечении действий боевиков ИГИЛ на территории нашей страны. Например, в июне 2015 года СБУ сообщило, что ИГИЛ пытается использовать Украину как перевалочный пункт для отправки своих боевиков в Сирию. Затем в 2016 году глава ведомства Василий Грицак заявил, что СБУ разоблачила четыре «транзитных центра ИГИЛ» на территории Украины — тогда из Украины выслали 25 человек, девятнадцать из них были российским гражданами. С другой стороны, та же тема — боевики ИГИЛ на территории Украины — уже вызывала скандалы в прошлом году.

Так, издание «Тиждень» 1 апреля 2016 года опубликовало материал, в котором цитировало слова французского сенатора Натали Гуле о том, что в Украине был обнаружен тренировочный лагерь террористов под Днепром. Источником своих знаний о тренировочной базе боевиков Гуле назвала самого Василия Грицака. Тогда новость об этом лагере публиковали многие украинские СМИ, в том числе издание «Левый берег». Уже 3 апреля спикер СБУ Елена Гитлянская на своей странице в Фейсбуке опубликовала опровержение слов сенатора и даже процитировала письмо Натали Гуле к Грицаку, в котором сенатор сообщала, что ничего подобного не говорила, называла это вбросом и фейком. При этом журналистка «Тижня» Алла Лазарева выложила скрин своей переписки с Гуле, а вот оригинал письма Гуле к Грицаку Гитлянская так и не опубликовала. Был это вброс или нет — вопрос доверия к «Тижню» и пресс-службе СБУ.

И вот теперь опять тема «ИГИЛ в Украине» вызывает скандал в медийной среде — причем обсуждаются не факты, а акценты, так «удачно» смещенные в заголовке британского канала. «Детектор медиа» обратился к автору сюжета Джону Спарксу за комментарием, но ответа на момент публикации не получил.

Фото: vesti-ukr.com

Всі матеріали розділу / жанру:
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1506
Переглядів
Коментарі
Код:
Им'я:
Текст:
Коментувати
Коментувати
Нові тексти на ДМ
2016 — 2017 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop