ПРОЕКТИ
Опитування
/
Результати


Чи подобається Вам, коли на сайтах, матеріали публікуються у вигляді лонгридів?

Мені все одно
Ні, не подобається
Так, подобається


Чи подобається Вам, коли на сайтах, матеріали публікуються у вигляді лонгридів?

Мені все одно
17.3% (17)
 
Ні, не подобається
38.8% (38)
 
Так, подобається
43.9% (43)
 
Загалом відповідей: 98
14:00
Середа, 30 Листопада 2016

Медиапрозрачность в Запорожье: если не должны, то и не будем

Мы проанализировали 23 медиа Запорожья — ТВ, радио, газеты и онлайн — чтобы разобраться, насколько открыты местные СМИ для своей аудитории
Медиапрозрачность в Запорожье: если не должны, то и не будем
Медиапрозрачность в Запорожье: если не должны, то и не будем

Прозрачность медиа — выбор самих медиа, только если это не чревато санкциями со стороны государства. Очевидно до банальности: чем больше и четче санкции, тем больше шансов у аудитории получить представление, кто и как управляет медиа, контент которого он потребляет. Запорожские медиа вполне отражают это правило: все, что обязательно — существует, а дальше — как кто-то на душу положит. В рамках мониторинга мы проанализировали 23 медиа Запорожья — ТВ, радио, газеты и онлайн — чтобы разобраться, насколько открыты местные СМИ для своей аудитории. Анализ проводился по семи критериям: открытость информации о собственниках, менеджменте / руководстве, главных редакторах, контактах, аудитории, редакционной политике, финансовой информации. Лучше всего с прозрачностью дела обстоят у газет и пары телеканалов, хуже всего — в онлайн-медиа, которые-то по закону и СМИ не всегда можно назвать. Какая уж тут прозрачность.

Телевидение

В Запорожье — шесть телеканалов: четыре эфирных, одно кабельное и еще одно — интернет-ТВ. Наиболее открытыми оказались государственное ТВ и интернет-ТВ «Громадське. Запоріжжя» (пять из семи показателей). Меньше всего данных — у кабельного «ТВ-Голд» и эфирного муниципального телеканала «ТВ Z», недавно сменившего и название, и имидж (два из семи показателей).

На сайтах пяти телекомпаний, во многом благодаря закону о прозрачности медиа, можно без особых поисков получить информацию о собственнике телеканала. В частности, есть данные у всех эфирных телеканалов. Все, без исключения, телеканалы показывают свою контактную информацию. Почти у всех есть данные о руководстве. Однако принципы редакционной политики или редакционный устав — такая же редкость, как и финансовая информация.

Запорожская государственная областная телерадиокомпания, или филиал Национальной телекомпании Украины. Собственник — государство. Информация об этом содержится непосредственно в названии телеканала и больше нигде никак не отображается. Кроме всего прочего, на достаточно устаревшем сайте телеканала www.zodtrk.zp.ua есть информация о руководстве, контакты, данные о посещении сайта, но не аудитории телеканала как таковой (что, вообще-то, редкость), опубликован редакционный устав и финансовая информация: отчет за 2015 год.

Итог: пять пунктов из семи.

ТРК «Алекс» — собственник ООО «ТРК «Алекс», которым, по данным самого ТРК, на 100 % владеет физическое лицо Андрей Петрович Кононенко. Стоит заметить, что редакционная политика телеканала всегда была завязана на личности Вячеслава Богуслаева — гендиректора ОАО «Мотор Сич» и народного депутата, входящего в депутатскую группу «Воля народа». Систематически в выпусках новостей можно увидеть что-нибудь о формальном мероприятии вроде «Фигурного катания на грузовиках в транспортно-производственном управлении предприятия “Мотор Сич». Андрей Кононенко, о котором известны только паспортные данные и идентификационный код, стал полноценным владельцем телеканала в июне 2016 года. С Вячеславом Богуслаевым его связывает не только телеканал, но и «Мотор-банк», среди собственников которого Вячеслав Богуслаев (АО «Мотор Сич», 32,7 %), Александр Богуслаев (через СК «Мотор Гарант», у которого 63,76 %) и Андрей Кононенко (через ООО «Гарант Инвест» с 3,53 %).

На сайте телеканала можно найти информацию о руководстве и контакты. Главного редактора в структуре управления нет. По словам представителя «ТРК “Алекс”», эту функцию выполняет генеральный директор Анатолий Пивненко. Конкретных данных об аудитории, редакционном уставе и финансовой информации — тоже нет. Последние данные о финансах датируются 2012 годом — на сайте опубликована информация эмитента ценных бумаг ЧАО «ТРК “Алекс”». Однако после этого телекомпания уже сменила и форму собственности, и владельцев.

Итог: три пункта из семи.

На сайте ТРК «ТВ-5» структура собственности выделена в отдельную рубрику. 100 %-й владелец телеканала — ПАО «Запорожсталь», владельцы которого — в частности, Ринат Ахметов и Вадим Новинский. Еще часть конечных собственников неизвестна, так как компании-владельцы ПАО зарегистрированы в офшорах. На сайте есть детальная информация о руководителях (генеральный директор Максим Оноприенко) и менеджменте телеканала, главных редакторах и контактах. Внятной информации об аудитории, редакционной политике и финансовой информации нет.

Итог: четыре пункта из семи.

Телеканал Z. Муниципальным телеканалом, недавно поменявшим название с МТМ на Z (что потребовало множество изменений за счет городского бюджета), на 100 % владеет коммунальное предприятие «Муниципальная телевизионная сеть». КП, в свою очередь, — собственность Запорожского городского совета. Кстати, на поддержку телеканала в 2016 году депутаты согласились выделить 4,4 миллиона гривен из общего фонда городского бюджета и еще 1,791 млн грн из спецфонда (всего 6,191 млн грн). Окончательную сумму поддержки депутаты утвердили решением сессии горсовета в августе 2016 года, внеся изменения в решение «Об утверждении городской целевой программы “Финансовая поддержка коммунального предприятия “муниципальная телевизионна сеть” (Телеканал “МТМ”)». Кроме этого, на сайте есть контактные данные и счетчик посещений. Финансовой информации нет. Возможно, дефицит данных связан с ребрендингом и сайта в том числе. Нет и редакционного устава, а редакционные принципы сводятся к краткому: «Работа телеканала Z строится на принципах оперативности и объективности. Наша задача, не навязывая своего мнения, информировать вас о городских, всеукраинских и мировых событиях, давая возможность самим сделать выводы о тех или иных людях, процессах, происшествиях или явлениях», — чего явно недостаточно. К тому же, насколько телеканалу удается быть объективным с учетом финансирования из бюджета и появления новой должности «зама по стратегии», регулирующего изменения и развитие канала, и в том числе информационные акценты, остается только предполагать.

Итог: два пункта из семи.

«ТВ-Голд» — кабельное телевидение, один из самых закрытых телеканалов с точки зрения собственности. Несмотря на то, что еще в мае этого года телеканал подпадал под штрафные санкции Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания из-за того, что информация о собственниках была недоступной для аудитории, на сайте с тех пор ничего особо не изменилось. Доступна только контактная информация в виде одинокой электронной почты и данные об аудитории, в виде, скорее, рекламы проекта: «Кабельное вещание, обеспечивает качественное изображение DVD стандарта и 100 % охват своей аудитории, которая составляет около 500 000 зрителей».

Информации о собственниках, менеджменте, главном редакторе, редакционной политике (кроме стандартных слов вроде: «Мы никому не принадлежим, поэтому вправе думать. Мы слышим, видим, задаем вопросы, оцениваем, а затем принимаем перфектное решение») и финансовой информации — нет. Телеканал входил в структуру ООО «Глобал медиа-холдинг», которая включала в себя, в частности, сайт «Голос Запорожья», газету и сайт «Мрия», газету «Остров свободы», «Радио Три». Раньше медиахолдинг был тесно связан с именем владельца алкогольной торговой марки «Хортиця». В 2016 году было много пертурбаций, в частности, Евгений Черняк публично сообщил о расставании с холдингом.

Компанией уже как владелец продолжил заниматься Олег Чернов, который был также генеральным директором холдинга. Но с июня 2016 года, по данным Единого государственного реестра, руководителем компании стал Сергей Ужва, не депутат, но участник разных политических кампаний. Вместе с ним учредителем ООО числится Анастасия Склярук, которая в 2012 году была чиновницей в облисполкоме. Сейчас посмотреть данные о руководителях компании непосредственно на сайте медиахолдинга — невозможно: страница не работает.

Итог: два пункта из семи.

Онлайн-телевидение «Громадське. Запоріжжя» можно назвать примером для подражания. Несмотря на то, что «Громадське», по сути, является общественной организацией, а не классическим, с точки зрения собственности, ООО, на сайте отражен максимум информации о телеканале: собственники, менеджмент, контакты, аудитория, принципы редакционной политики, финансовая информация. Нет информации о главном редакторе, но, по словам руководителя «Громадського. Запоріжжя» Тараса Билки, связано это с особенностью управленческой структуры медиа: «Це тільки тому, що у нас реально нема головного редактора. Ми розподіляємо структурні обов'язки по персоналіям. Я як голова маю свої обов'язки, але не я головний. Минулого року на стратегічній сесії ми визначили, що у нас принципово інша структурно організація. На першочерговому рівні це наша структура — горизонтальна, а не вертикальна. Суть в тому, що ми йдемо не шляхом голова — главред — редактор — журналіст, а протилежним шляхом. Кожен персонально має зону відповідальності. Ми довго притиралися до цього і зараз це працює».

Итог: пять (а с учетом того, что информация о редакторе отсутствует ввиду отсутствия должности — шесть) пунктов из семи.

Радио

В Запорожье остались только два местных радиовещателя: филиал областного государственного — «Запоріжжя» и проводное «Радио Три».

В случае с первым все сложно. Отрывочные данные о нем можно найти на сайте той же ЗОГТРК: под него выделена отдельная рубрика «Радіо Запоріжжя». Информация о нем фактически не отделяется от данных о телевидении. Тем не менее, на сайте нет информации, кто руководитель радио, кто главный редактор, какая у радио собственная аудитория, отдельно не выделены принципы редакционной политики и нет финансовой информации.

Итог: два пункта из семи.

У проводного «Радио Три» структура собственности выделена в отдельную рубрику. Собственник радио — ООО «Радио Три». В свою очередь, 99,9 % собственности принадлежит ООО «Международная правовая группа “Украина”», владелец которой — уже упоминаемый в контексте «ТВ-Голд» Сергей Ужва. На сайте также есть контакты и ссылка на редакционный устав. Правда, при нажатии выбивает сообщение: «Не найдено — Ошибка 404». Остальной информации нет.

Итог: два пункта из семи.

Газеты

Газеты, пожалуй, самые открытые с точки зрения собственности медиа. Почти все исследуемые газеты — «МИГ», «Панорама», «Запорізька правда» и «Запорозька Січ» — имеют данные и об учредителе, и об издателе. Только издателя — ООО «Медиакомпания «Слово» — указывает в исходящих данных еженедельник «Суббота плюс». Кроме того, у всех газет в исходящих данных есть информация о тиражах (аудитории), контакты, с редкими исключениями — руководство / менеджмент и главные редакторы.

Нет указания на главного у газеты «МИГ», в которой главреда с некоторых пор нет — Галина Стицина ушла с этого поста без особого анонсирования, и пока, похоже, ее должность никто не занял, поэтому в исходящих данных и на сайте газеты упоминается генеральный директор газеты Геннадий Дерибас. В еженедельнике «Панорама» указан главный редактор Владимир Дупак, на сайте уточнено, что он «директор — главный редактор». В газете областного совета и областного исполнительного комитета есть данные только об исполняющем обязанности главного редактора Наталье Зворыгиной.

Что касается редакционной политики и финансовой информации — на сайтах изданий таких данных нет. Но если речь идет о газетах, читатель здесь наиболее осведомлен с точки зрения исследуемых критериев.

Итоги: «Панорама», «Запорозька Січ» — по пять пунктов из семи;

«Суббота плюс» — 4,5 пункта из семи;

«МИГ», «Запорізька правда» — по четыре пункта из семи;

Онлайн

Запорожские интернет-медиа — сплошная зона тени. Здесь меньше всего понимания с позиции аудитории, кто чем владеет, управляет и кому пишет. Знать это можно, только если ты профессионально интересуешься местными медиа. Например, только в одном из десяти проанализированных сайтов есть указание на владельца ресурса — это один из самых взрослых онлайн-СМИ «Репортер Запорожья». Его владелец ООО «Медиахолдинг “Репортер”». По данным Единого госреестра, конечный бенефициар ООО — Сергей Викторович Котляров из Запорожья. Кроме этого, на сайте есть информация о главном редакторе (а также команде, что очень большая редкость) и контакты. Итог: три пункта из семи. Это максимальный результат в исследовании онлайн-медиа. Такой же результат — у сайта «Забор»: здесь открыта информация о руководстве/менеджменте, главном редакторе и контактах.

У остальных ресурсов есть разве что доступ к контактам (девять из десяти исследуемых сайтов, кроме сайта «Паноптикон»), и всего на трех (!) онлайн-ресурсах есть счетчики: «061.ua», «Голос» и «Vместе». Редакционные принципы и финансовую информацию нельзя найти ни на одном из исследуемых онлайн-медиа ввиду их отсутствия. Имена главных редакторов встречаются так же редко, как вымирающие амурские тигры: эта информация есть только у сайта «Забор», уже упомянутом «Репортере Запорожья» и на сайте «Паноптикон», хотя в последнем случае этот статус звучит как «руководитель проекта».

Итоги: «Забор», «Репортер Запорожья» — по три пункта из семи;

Сайт Запорожья «061.ua», «Голос», «Vместе» — по два пункта из семи;

IpNews, «Первый Запорожский», «Паноптикон», «Вся власть», «Время новостей» — по одному пункту из семи.

Фото: amazonaws.com

, Запорожье, для «Детектора медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
751
Переглядів
Коментарі
Код:
Им'я:
Текст:
Коментувати
Коментувати
Нові тексти на ДМ
Опитування
/
Результати


На якому каналі, 
Ви помічаєте найбільше джинси?

Інші
Телеканал «1+1»
Телеканал «Інтер»
Телеканал «СТБ»
Телеканал «Новий канал»
Телеканал «ICTV»
Телеканал «Україна»
Телеканал «5 канал»
Телеканал новин «24»
Телеканал «112»
Телеканал «NEWS ONE»
Телеканал «ZIK»
Телеканал «Еспресо»
Не помічаю взагалі
Не знаю, що таке джинса
Коментар або свій варіант:


На якому каналі, 
Ви помічаєте найбільше джинси?

Інші
1.5% (6)
 
Телеканал «1+1»
7.4% (29)
 
Телеканал «Інтер»
23.8% (93)
 
Телеканал «СТБ»
2.3% (9)
 
Телеканал «Новий канал»
2.1% (8)
 
Телеканал «ICTV»
3.3% (13)
 
Телеканал «Україна»
13.6% (53)
 
Телеканал «5 канал»
7.2% (28)
 
Телеканал новин «24»
1.8% (7)
 
Телеканал «112»
2.8% (11)
 
Телеканал «NEWS ONE»
7.2% (28)
 
Телеканал «ZIK»
1.8% (7)
 
Телеканал «Еспресо»
2.8% (11)
 
Не помічаю взагалі
5.6% (22)
 
Не знаю, що таке джинса
13.6% (53)
 
Коментар або свій варіант:
3.1% (12)
 
Загалом відповідей: 390
2016 — 2017 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop