Как работают журналисты в Крыму

Как работают журналисты в Крыму

6 Жовтня 2014
4410

Как работают журналисты в Крыму

4410
Спустя семь месяцев после аннексии Крыма там заметно изменилось инфопространство. Почти все проукраинские медиа разгромлены, крымскотатарские подвергаются гонениям, доступ крымчан к информации из Киева ограничен
Как работают журналисты в Крыму
Как работают журналисты в Крыму

На конец сентября только 42 СМИ Крыма подали заявки на регистрацию, сообщает «Крым.Реалии» со ссылкой на Роскомнадзор. При этом в украинских органах власти в Крыму были зарегистрированы 3121 медиа. То есть пока что менее 2% СМИ согласились переходить на российские правила. Отчасти это связано с тем, что не все официально зарегистрированные СМИ работали на самом деле. Но есть и другая причина - многие крымские медиа не считают Крым российским и не хотят перерегистрироваться. Например, сайт «События Крыма».

 

Роскомнадзор угрожает «применять санкции» к неугодным СМИ с 1 января 2015 года. Пока же на полуострове действует так называемый переходный период, когда украинские законы уже не действуют, а российские заработали еще не в полной мере.

 

Информационная картина в Крыму после аннексии заметно изменилась. Из телеэфира (а с 1 июля и из многих кабельных сетей) исчезли украинские телеканалы. Из продажи пропали украинские газеты и журналы, а с 10 сентября их нельзя получить даже по подписке - таможня РФ отказывается принимать периодику с материковой Украины для распространения по Крыму. Хотя украинские СМИ все еще доступны в интернете и через спутниковые тарелки.

 

Редакции

 

Большая часть местных медиа и прежде были пророссийскими, поэтому свою редакционную политику не меняли. Другие или переехали на материк (частично «Черноморская ТРК», blackseanews.net, 911sevastopol.org, «Флот Украины»), или «перекрасились» («Первая крымская», «АН - Крым», «Крымский телеграф», ИТВ), или изменили тональность (ATR).

 

Исключения можно пересчитать по пальцам одной руки (сайты «Центр журналистских расследований», «Крым. Реалии», «События», «Авдет», «Крымская светлица»). Такие издания подвергаются DDoS-атакам в интернете, полиция, ФСБ и военизированные пророссийские организации проявляют к ним повышенный интерес.

 

Некоторые медиа просто прекратили свое существование («Голос Крыма», ТРК «Бриз»). Но есть и новые проекты (провластный «Крыминформ», холдинг «Крым-медиа» Сергея Курченко), а ведущие СМИ России открыли или расширили свои корпункты. Российский олигарх Михаил Прохоров, владелец РБК, также создает информационное агентство в Крыму.

 

Журналисты

 

Состав редакций также сильно поменялся. Несогласные с пророссийской повесткой журналисты или увольнялись сами, или были уволены. Последний пример - сотрудники крымскотатарской редакции ГТРК «Крым», некоторые из которых проработали там по 10 лет. Многие журналисты с проукраинской позицией были вынуждены покинуть Крым из-за угроз, давления или цензуры (например, Татьяна Рихтун из Севастополя, Андрей Клименко из Ялты, Анна Андриевская и Руслан Югош из Симферополя или Ирина Седова из Керчи - список далеко не полный). Другие сталкиваются с проблемами во время работы, не могут аккредитоваться в органах власти или вынуждены скрываться под псевдонимами, описывая крымские реалии.

 

Журналистам из других регионов также непросто работать в Крыму. 2 октября в Джанкое был задержан полицией херсонский журналист Олег Батурин. После многочасового допроса и обыска его отпустили, но так и не вернули паспорт. Олегу также не позволили вывезти из Крыма местные газеты.

 

Севастополь

 

Отдельно стоит остановиться на ситуации в Севастополе. Накануне российских выборов 14 сентября тут началась настоящая травля журналистов, которые в прежние годы работали на украинские СМИ или высказывали проукраинские взгляды. К чести местного отделения Союза журналистов России (руководитель Сергей Горбачев) он не присоединился к этой позорной кампании и даже в какой-то мере защитил опальных журналистов - отказался исключать их из своих рядов.

 

Однако это совсем не значит, что ситуация со свободой слова в Севастополе лучше, чем в целом по Крыму. Из-за отдельного административного статуса города информационное пространство тут ограниченно несколькими пророссийскими телекомпаниями и газетами. Общекрымские СМИ, в том числе критически настроенные к российской власти, тут непопулярны или недоступны.

 

Наиболее консервативная часть горожан хочет, чтобы Севастополь снова стал закрытым городом, как во времена СССР. Чтобы в него можно было попасть только по спецпропуску, проехав через контрольно-пропускной пункт. Можно сказать, что в информационном плане Севастополь уже стал таким закрытым городом. Насколько мне известно, ни одного традиционного проукраинского СМИ в городе не осталось, альтернативная информация доступна только по интернету и через спутник.

 

Крымские татары

 

Еще одна заметная тенденция - давление именно на крымскотатарские СМИ. Российские силовые ведомства (как МВД, так и ФСБ) уже несколько раз обвиняли газету «Авдет» и телеканал ATR в экстремизме и «формировании антироссийского общественного мнения». Также ФСБ запретила на 5 лет въезд в Крым основателям крымскотатарского новостного агентства QHA - Исмету и Гаяне Юксель.

 

Вот только несколько примеров:

- 24 июля ФСБ вызывала на допрос главреда «Авдета» из-за подозрений в экстремизме;

- 16 сентября ФСБ провела обыск в редакции «Авдета»;

- 17 сентября ФСБ обвинила главреда газеты «Авдет» Шевкета Кайбуллаева в экстремизме и потребовала у редакции покинуть помещения;

- 24 сентября Роскомнадзор обвинил телеканал ATR в экстремизме.

И т.д.

 

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович уже выражала беспокойство по этому поводу. Однако, похоже, одного беспокойства мало. Украинские и российские организации демократического толка могли бы объединить усилия для защиты свободы слова и прав журналистов в Крыму. В ближайшее время Независимый медиапрофсоюз Украины и Нацсоюз журналистов Украины отправят предложения по работе медиа в Крыму своим партнерам из Союза журналистов России.

 

Справка об авторе:

 

Автор родился и первые 22 года жизни провел в Севастополе, в 2007 году окончил Черноморский филиал МГУ по специальности «журналистика», работал в изданиях «Панорама Севастополя», «Севастопольский меридиан» и писал из Севастополя для ИА «Украинские Новости», газет «Дело» и «Коммерсант-Украина». Входил в правление Севастопольского независимого медиапрофсоюза «Репортер» и организации «Севастопольский Медиа-Центр».

 

Последние годы автор работает на портале LB.ua, где заведует экономическим отделом и регулярно пишет о Крыме. С 2011 года - заместитель главы Независимого медиапрофсоюза Украины.

 

Фото - ua.krymr.com

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Андрей Яницкий, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
4410
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду