Александр Шилко: «Репортаж вышел самодостаточным...»

28 Листопада 2003
1401
28 Листопада 2003
16:08

Александр Шилко: «Репортаж вышел самодостаточным...»

1401
Для меня странно, что в обычном сюжете о «больничном» Кучмы вы, Нина Краснова и Андрей Билык, ищете скрытые мотивы и приемы психологического влияния на зрителя. Поиск подобного подтекста, конечно, неотъемлемое право каждого.
Александр Шилко: «Репортаж вышел самодостаточным...»
Однако мне представлялось, что люди, пишущие для «Детектор медіа», должны иметь тот минимальный уровень необходимого профессионализма в области телевидения или как минимум новостей, чтобы отличить то, что называют «заказухой» (и которую, не спорю, часто можно видеть в телеэфире), - от ОБЫЧНОГО сюжета.

Подчеркиваю – этот сюжет был обычным, стандартным, максимально выдержанным в жанре «лайфа», и при этом, как вы правильно заметили, безусловно интересным для зрителя. Без ложной скромности с этим соглашусь и я – съемки пребывания Кучмы в больнице – благодатный материал для журналиста. Интерес для зрителя – вот главный, и более того – ЕДИНСТВЕННЫЙ мотив, которым руководствовался я, работая над этим сюжетом.

Этот репортаж я делал исключительно самостоятельно, идея его принадлежала мне, и ни выпускающий редактор, ни главный редактор не поменял в моем сюжете ни одной строчки. Более того – подготовка этого сюжета стала неожиданностью для самого Леонида Кучмы и его окружения. Как такое могло быть, спросите вы? Разве президент не снимался специально для этого сюжета? В том то и дело, что нет. Президента сняли в день визита к нему министра иностранных дел России Игоря Иванова. Это так называемый «паркет» – съемки для короткого иллюстрирования короткого сообщения диктора в новостях. Без синхронов. Несколько планов его встречи с Кучмой, и – несколько планов, как Леонид Кучма работает в своем кабинете в больнице. Последнее, наверное, и вправду было отснято, чтобы показать стране – президент работает даже в больнице. И мне лично этот мотив абсолютно понятный для президента и его пресс-службы. Уверен, так и надо делать на их месте. Но когда я посмотрел на съемки этого «паркета» – решил, это все тянет на полноценный сюжет. На большее, чем короткое сообщение.

Сразу замечу, что не буду здесь говорить о своем личном отношении к Леониду Кучме как к президенту и человеку. Как у репортажного журналиста, у меня принцип – «зритель не должен знать о том, что думает в это время журналист». Даже посредством «Детектор медіа». Но скажу, у меня не было иных мотивов, кроме как сделать интересный материал. Хотите верьте, хотите нет.

Имея тот видеоматериал, который имел я, было бы профессиональной ошибкой не показать его зрителю.

Для меня непривычна ситуация, когда я пишу сюжет, а потом – «талмуд» к нему. Тем более в этом случае, поскольку считаю, что репортаж вышел самодостаточным. В то же время, раз уж вам интересно, скажу, что использовал в сюжете фактически ВСЕ имеющееся видео. Повторюсь – это был так называемый «протокол», когда кадры снимаются по 3-5 секунд – только лишь для монтажа, без синхронов. Вот эти то вот 4-секундные обрывчатые синхроны, где Кучма и в самом деле не заканчивает фразу, я и взял в сюжет. Но – опять же – это не минус и не профессиональная недоработка в сюжете. Такие синхроны я и мои коллеги используют сплошь и рядом, они еще называются «жанровые синхроны». Конечно, это предусматривает, что сюжет должен при этом быть в одном стиле и жанре, здесь самый удачны жанр – «лайф». Я не имел возможности передать, с кем и о чем именно говорил президент и какую именно статью читала Людмила Кучма. Но, например, синхроном о том, как Людмила Кучма читает статью и эмоционально говорит «мать четыре месяца вообще…», абсолютно нормально иллюстрируется сообщением в репортаже, что жена президента следит за прессой. Вам не понравились слова «мальовнича альтанка», «затишна просіка»? Это вообще смешно. Но если они в самом деле такие? Это как раз та грань, где журналист может балансировать между сухим изложением информации и оценки. Ведь никто не запретит мне похвалить красоту природы, и это не влияет на объективность. «Типовий сімейний затишок»? То же самое.

Данные слова немного разбавляют сухость просто изложения. Если вы смотрите иногда «Намедни», «Страну и мир» – там делают все именно так. Так же в сюжетах этих передач экономится каждая секунда, более того, это придает материалу динамику. Но – я не обязан оправдываться. И не буду здесь вдаваться в профессиональные подробности. Зрителю было интересно? Думаю, и знаю по отзывам – да. У кого-то возникло ощущение «заказухи»? Позвольте, а как бы вы написали этот сюжет? Так что же, не снимать о политиках лайфов? А такие передачи как «Герой без галстука» – вообще не имеют право на жизнь?

С уважением,
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
автор сюжета, за который мне не стыдно
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1401
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду