Как Украина «строила дамбу» и чуть не «прифигачила» к себе Тамань…

27 Жовтня 2003
1075

Как Украина «строила дамбу» и чуть не «прифигачила» к себе Тамань…

1075
Ровно месяц назад, сообщив о планах «прифигачить» украинский остров Тузла к берегам российской Тамани (см.
Как Украина «строила дамбу» и чуть не «прифигачила» к себе Тамань…
«Комсомольскую правду»), российские СМИ сумели так преподать и так исказить события, что в мозгах рядового россиянина должно было сложиться впечатление, что это не Россия строит дамбу, чтобы присоединить к себе кусок уже не своей территории, а Украина строит черт те что, с единственной целью: присоединить к себе если не всю Тамань, то, как минимум, еще пол-России, вплоть до уральского хребта! Поэтому вслед за тем, как украинские СМИ освещают эту проблему (см. «Той, що греблі рве...»), есть интерес посмотреть, как повели себя журналисты России в ситуации с Тузлой?

Во-первых, хотя отчасти и можно согласиться с утверждением (как Александра Ткаченко, так и Дмитрия Киселева), что Керченский (все же – Тузлинский!) кризис «сделали СМИ», но с одной оговоркой: СМИ были только СРЕДСТВОМ создания этого кризиса.

Когда читаешь некоторые материалы, то диву даешься.

Вот например, «Литературная газета», статья Игоря Серкова «МОГУ КОПАТЬ»:

«Украинские пограничники приготовили для россиян колючую проволоку, собак, резиновые пули. На подходе военные корабли… Да, вот таким поразительным образом заканчивается на Украине Год России. Украинские политики наперебой твердят об угрозе вооруженного конфликта с Россией, примеряют военную форму, высаживают десанты в горячей точке, проводят митинги протеста, обращаются в международные инстанции, льют слезы по ядерному оружию, с которым их вынудили расстаться опять же коварные россияне, требуют немедленного вступления в НАТО… Украинские социологи и журналисты проводят опросы на тему: готовы ли громадяне защищать свою родину от посягательств российского неприятеля с применением вооруженной силы? И очень расстраиваются по поводу того, что не все поголовно готовы. И это в изданиях, именующихся “солидными” и “респектабельными”. О том, что творится в националистических газетах, и говорить нет душевных сил…»

В самом деле, читать такого Серкова – нет душевных сил.

Разве это не российские журналисты в первый день строительства дамбы высадились на Тузлу, нарушив границу, и спрашивали у тамошних граждан Украины, готовы ли они принять гражданство России? Знает ли Серков, что это в Симферополе не кто иной, как представители пророссийских, а не проукраинских, сил и партии «Русский блок» и Русское движение Украины приняли заявление, в котором требовали «прекратить агрессивные действия против России»?

Так кто строил дамбу-то? Уже после того, как строительство приостановили два президента, губернатор Краснодарского края А. Ткачев заявил, что «дамба все равно будет достроена» до украинской территории.

Отчего же такой шум и крики? Вот как Серков далее преподносит события: «от того, что, как изящно выражается одно украинское издание, «передовые тракторные части одного российского строительно-монтажного управления активно продвигаются к территории Украины со стороны Таманского полуострова со скоростью 140 метров в сутки. По информации украинских спецслужб, планируется вовлечение в процесс наступления на украинский суверенитет и других подразделений Министерства транспорта России». Все дело в том, что Россия ведет берегоукрепительные работы” в Керченском проливе. Ведет на своей территории. А Украина боится, что дамба от российского берега дойдет до острова Тузла, который до 1925 года и был частью Таманского полуострова, и таким образом Россия отхватит часть украинской территории. А значит, украинское государство может лишиться десятков миллионов долларов, которые оно с удовольствием и аппетитом лущит с российских кораблей, курсирующих между Черным и Азовским морями. Российская сторона на украинскую истерику реагирует пока вяло – мол, строим на своей земле гидротехническое сооружение для защиты подтопляемых берегов, и не о чем тут говорить. Прямо по анекдоту: могу копать – могу не копать. Правда, по Керченскому проливу и Азову между нашими странами существует масса вопросов и проблем, но для их решения в Киев в конце октября приедет наш министр иностранных дел. Ждите.»

Здесь, как минимум, ТРИ лжи. Во-первых, настаивая на том, что остров Тузла до 1925 года был перешейком связан с Таманью, они утверждают, что он и сейчас принадлежит России. С одной стороны, ни одно издание не сказало о том, что, во-первых, россияне сами же прорыли канал поперек Тузлы, для того же, для чего сейчас насыпают дамбу – чтобы предотвратить подтопление огородов и дорог, после чего коса ЕСТЕСТВЕННО отделилась от Тамани, и на законном основании передана Крыму.

Второе: строительство дамбы поперек, а не вдоль берега не является берегоукрепительными работами. По заключению украинских ученых-экологов, именно такое расположение дамбы приведет не к уменьшению вредного влияния морских волн на Таманский берег, а наоборот – к его усилению. Из-за того, что дамба перегораживает пролив, течение с Черного моря в Азовское, задержанное ею, будет сильнее подмывать берег в районе мыса Железный Рог. А течение воды из Азовского моря в Черное (к сведению Серкова: направление течения в Керченском проливе постоянно меняется с северного на южное), наоборот, будет еще сильнее наполнять отныне закрытый дамбой Таманский залив и будет еще сильнее подмывать таманские огороды и дороги, от чего таманцы, якобы, «спасаются» этой дамбой. К тому же чем провинилась перед российскими «тракторными частями» рыба, засыпанная камнями с КАМАЗов, которая нерестилась именно в том месте, которые они «укрепили»?

Третье: обращает на себя внимание, как пляшут цифры пошлины, якобы уплаченной Россией Украине за прохождение судов через пролив – от десятков до сотен миллионов долларов. В некоторых изданиях она доходит до 900 (!) миллионов долларов.

Но это же элементарно – снял телефонную трубку и позвонил в Керченский порт, попросил справку. Так вот, по данным как Сергея Куницына, так и председателя комитета Совета Федерации России по делам СНГ Вадима Густова (см. сообщение УКРИНФОРМА), Россия уплатила за прохождение судов по проливу не десятки и сотни миллионов долларов, о которых говорят большинство политиков, а всего 1 (ОДИН) миллион. Жалко, конечно, для брата-украинца таких непомерных для ядерной державы деньжищ, но ведь вопрос вот в чем: никто из российских журналистов не написал, что за всю историю советского судоходства в Керченском проливе Керчь-Еникальский канал построен, обслуживается, периодически углубляется (он постоянно заносится илом) только Керченским морским торговым портом. Россия для этого ничего не делает. А деньги в рыночном мире принято платить не за красивые глаза, а за конкретные услуги. Так за какие услуги деньги хочет взимать Россия, если лоцманская проводка, все обслуживание проходящих судов – а это, кроме лоцманских услуг, отбор льяльных вод, бункеровка на плаву, и другие услуги, осуществляет Керченский порт? Следовательно, посягательство на Керчь-Еникальский канал – это посягательство на Керченский порт. Или он тоже, по мнению «Литературной газеты», уже не принадлежит Украине?

Особенно удручает тот факт, что именно «Литературная газета», которая, было время, отличалась демократизмом, в последнее время стала оголтелым рупором российского шовинизма и периодически публикует такие материалы, которые не выдерживают испытания ни на толерантность, ни на порядочность. Впрочем, в мало-мальски сложной обстановке вмиг антиукраинскими стали почти все издания, славившиеся своим демократизмом – и старые «Известия», и «Независимая», и «Труд», и „Комсомольская правда” ”. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что российские СМИ, фактически, вступили в информационную и психологическую войну против Украины.

Приемы этой войны применяются разные — как утонченно-изысканные, так и топорно-грубые. Первая задача этой войны состояла в том, чтобы заложить в сознание россиянина, что это не Россия совершает действия против Украины, а наоборот. Например, заголовки типа «Киев угрожает Москве», «Кучма готовится к войне с Россией», «Иностранные партнеры не помогут Украине воевать с Россией» «Нашла коса на Тамань» (хотя реально Тамань «идет» на косу) -- («НГ»), «Один километр до расстрела» -- („Известия”)”), «До расстрела российских рабочих осталось 1 км» -- («Газета»)«Бомбой по дамбе» -- («Известия» )», напомним, что Волошин – а кроме него о бомбе никто и не вспоминал -- говорил о бомбе «в пролив», а не по дамбе, своей же!), «Тузла. Украина грозит России войной» -- («КП») -- «Оборона Тузлы», «Битва за Азов» -- («Новые известия»)») -- создают у читателя стойкое впечатление, что агрессор – Украина. Ведь действительно, «человек, работающий на телевидении, управляет бомбардировщиком», как считает Марат Гельман. И, как ни странно, многие российские журналисты, почти в прямом смысле, сели если не за штурвалы этих бомбардировщиков, то за пулеметы точно…

Только не многие из них удержались от этого. Например, для «Российской газеты» характерны точные репортажи с мест с такими же точными заголовками: что увидел -- то и написал, что сказали – то и воспроизвел. И пострадавший баркас «Труженик» тут не изображен, как у других, жертвой коварных украинцев, а комментарий честно говорит о неправомерности его действий и точном соблюдении договоренностей украинскими пограничниками.

Корреспондент «Комсомольской правды» Андрей СЕДОВ 25 октября в статье «Мы на косу не воевать приехали, а зарабатывать», которую подробно цитировал Вячеслав Пиховшек в воскресном, 26 октября, «Эпицентре», пишет, что на машинах, отсыпающих дамбу, номера не только краснодарские, но и «адыгейские, ставропольские, татарстанские, саратовские и даже ямало-ненецкие». Это всероссийская стройка, заключает он, поскольку понятно, что краснодарский губернатор сам не мог мобилизовать столько техники из даже не соседних областей. В то же время, по данным «Комсомолки», уже сегодня стоимость дамбы в 30 раз превышает бюджет самой Тамани.

Достоин внимания откровенный материал «Известий» «ОСТРОВ НЕПОДЕЛЕННЫХ СОКРОВИЩ. Российские и украинские политики смотрят друг на друга и Косу Тузла в бинокль. Янина СОКОЛОВСКАЯ, Светлана ТУРЬЯЛАЙ», где, наконец-то, за словами об экологической безопасности Тамани проглядывает и другое: во-первых то, что решение о дамбе принято «на самом верху» и с участием президента Путина, во-вторых, что оно имеет далеко не экологическое предназначение, и, в-третьих, что на самом деле это «мотив, по мнению Рогозина, - заставить Украину, которая в последнее время ведет себя "достаточно смело по отношению к России", "пока в рамках Конституции и российского законодательства" признать: есть иные варианты разрешения территориальных споров. По словам Рогозина, до 1997 года Россия за проход своих судов по этому проливу платила порядка $15 млн в год, но сейчас сумма сократилась до 5-6 млн - часть своих судов Россия стала пускать по фарватерам, принадлежащим ей, хотя они пригодны только для неглубоких судов класса река-море. Как поделились с "Известиями" украинские источники, Украина претендует и на эти фарватеры. Но дело даже не в деньгах, констатирует Рогозин. Украина, собирающаяся вступить в НАТО и ЕС, узурпировав Керченский пролив, делает "российский город Таганрог открытым для натовской эскадры". На вопрос "Известий", не развязывает ли Россия своими действиями Украине руки для выхода из недавнего "соглашения четырех" по Единому экономическому пространству, не подталкивает ли в объятия НАТО и ЕС, Рогозин ответил: наоборот, это повод, удачный для украинской элиты и Кучмы. "Ажиотаж поможет ему напомнить о себе как о единственном защитнике украинской государственности, особенно в условиях падения рейтинга".

Оставим в стороне расхождение в цифрах между газетой и данными председателя комитета Совета Федерации России по делам СНГ Вадима Густова. Это хоть и важно, но важнее правда, сказанная своим читателям «Известиями». Ведь многие издания и СМИ грешат сейчас не просто отсутствием правды, но откровенными попытками ввести читателя или слушателя в заблуждение. Особенно это касается истории. Скажем, даже как бы объективистское НТВ 23 октября вечером ("В стране и в мире») не вытерпело и преподнесло нечто, в Крыму давно опровергнутое. Совершив экскурс в историю, ведущая высказала еще затулинское начала 90-х годов утверждение, что в статьях Кучук-Кайнарджийского договора 1774 года есть статья, в которой говорится, что Крым передается Османской империей Российской империи с условием, что если когда-нибудь Россия от него откажется, то он должен не передаваться третьим странам, а вернуться Турции. Я еще раз перечитал текст договора, приложенный к известной книге немецкого историка Туннмана (издание 1784 года) о Крымском ханстве, и в очередной раз не нашел такого пункта, и это не удивительно -- каждый прилежный школьник в Крыму знает, что в договоре такого пункта просто нет.

К слову, обращаться российским журналистам в данной ситуации к Кучук-Кайнарджийскому договору и вовсе нет резона, поскольку по нему России передан не только Крым, но и «вся Кубанская сторона», принадлежавшая до этого, как и Бессарабия, Крымскому ханству (вот что значит «земли, дарованные Екатериной Великой»!) и если ревизовать этот договор, так неровен час, заодно бывшие хозяева этой земли, крымские татары, потребуют вернуть не только Тузлу, но и всю Кубань… обратно в Крым.

Для создания у читателей и слушателей выгодного, но не достоверного представления о сути событий, журналисты используют многие известные приемы. Например, стандартный прием российских журналистов – обвинить Украину в том, чем грешат сами. «Готовность, с которой украинская элита, пресса и мыслящая общественность очередной раз впали в антироссийскую истерику, впечатляет, но не удивляет. Об этом уже не раз писала “ЛГ”. В лице независимого украинского государства Россия имеет соседа, всегда готового использовать ее трудности, хитрого и безжалостного конкурента, не стесняющегося в средствах. Говорю это не в укор украинской элите. Она такова, какова она есть. Упоминавшийся уже Леонид Кравчук так недавно вспоминал времена, когда украинцы жили “под поляками”: “На всю жизнь я запомнил, что иначе, как “хамы” или “быдло”, нас никогда не называли. Это было абсолютной нормой, и люди сами себя так называли. Такова уж была философия нашей жизни. То была оккупация, просто неволя, полное, абсолютное пренебрежение к украинцам”. Напомню, “под русскими” Кравчук стал руководителем государства, которое было членом ООН, а множество украинцев занимало высшие посты в СССР. И “быдлом”, “хамами” их никто не называл. А сегодня украинская элита готова снова быть “под поляками”. Или “под немцами”. Лучше всего, конечно, “под американцами”. Только бы не с Россией. Тоже философия. Согласно этой философии, Россия – колодец, из которого можно пить вволю. Можно годами воровать газ и нефть, можно морочить голову с газовым консорциумом, можно бессовестно измываться над родственниками погибших пассажиров российского гражданского самолета, сбитого украинскими военными, можно угрожать перекрыть для России проход из Азовского моря в Черное, можно объявить его в одностороннем порядке международным и пригласить туда корабли НАТО, можно объявлять недействующим нулевой вариант, по которому Россия платит все долги СССР, и требовать часть Алмазного фонда и зарубежной недвижимости. А еще можно во время продовольственного кризиса обратиться к России за помощью, получить зерно практически задаром, а потом объявить Россию плохим соседом, натягивать на границе колючую проволоку и готовить собак… Потому что Украина ошибок не прощает и дорого за них берет». («ЛГ»)

Да уж!..

Во-первых, напомним, что Кравчук стал руководителем государства фактически уже не «под русскими». Во-вторых, если автору интересно почитать, что и сейчас россияне говорят про украинцев, советую ему заглянуть на форум хотя бы коммунистического сайта «Правда.RU». Вот где проявляется настоящая хохло-кацапщина…

Что же до перечислении качеств «злой» Украины, то часть их, например то, чего на самом деле не было -- -- угрожать перекрыть для России проход из Азовского моря в Черное (?), объявить его в одностороннем порядке международным (??) и пригласить туда корабли НАТО (???) -- можно отбросить, как выдуманные самим автором статьи! Впрочем, вместо этого вполне можно кое-что и добавить: российская дамба вызвала также предложения денонсировать соглашение по базированию Черноморского флота, за который Россия почти ничего не платит, и не ратифицировать соглашение по Единому Экономическому Пространству. А разве не логично? Но кто бы это предлагал, если бы вопрос строительства дамбы, если она так нужна россиянам, решался по-человечески? Или, если бы хотя бы писали об этом по правде? И кому как не журналистам, в отличие от политиков, это надо понимать?

Кстати, многие из этих материалов написаны журналистами- гражданами Украины -- либо стрингерами, либо собкорами российских изданий. Естественно, у нас свобода слова, но профессионализм, кроме прочего, состоит в умении в любых условиях сказать правду, а не удачно соврать. Поэтому переиначенная сентенция «Собкором можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!», думается, остается для нас сегодня как никогда актуальной.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
специально для «Детектор медіа», Симферополь,
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1075
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду