На круги своя

16 Листопада 2001
636
16 Листопада 2001
10:23

На круги своя

636
15-го ноября очередное заседание временной парламентской следственной комиссии, ныне возглавляемой народным депутатом Александром Жиром, началось с возвращения к таращанскому эпизоду.
На круги своя
С момента таинственного исчезновения Георгия Гонгадзе прошло 14 месяцев. И ровно год, как безымянный труп, найденный в Тараще под Киевом, прибыл в столицу, дабы над ним потрудились лучшие судмедэксперты Украины. С тех пор случилось многое: кассетный скандал, отставка министров силовых ведомств, иммиграция из страны жены Георгия, Мирославы, с детьми….

И только одно остается неизменным: тайна гибели журналиста. Четких, однозначных выводов на сегодня не может сделать, пожалуй, никто. Ибо только в одном из эпизодов расследования - исчезновении из таращанского морга злополучного трупа без головы - даже не вооруженным специальными оперативными знаниями глазом видны некоторые нестыковки. 15-го ноября очередное заседание временной парламентской следственной комиссии, ныне возглавляемой народным депутатом Александром Жиром, началось с возвращения именно к таращанскому эпизоду..

Новые свидетельства

Итак, депутаты собрались. И начать опросы свидетелей решили с главного судебно-медицинского эксперта Украины Юрия Шупика.

Следует отметить, что Юрий Шупик - человек аккуратный и исполнительный, потому на заседании ему присутствовать не впервой. Вопросы к нему тоже были знакомыми. Парламентские следователи почему-то никак не могут простить Юрию Платоновичу слов г-на Джиги о том, что таращанский труп "перезимовал". Юрий Платонович от своих слов, сказанных в момент первого взгляда на труп, и не отказывается. Да, правда, ему показалось, тело "старое". Но детальная экспертиза в столице дала совсем другие результаты. И это отражено в заключении. А его слова - первое впечатление, не более. (Напомним, впервые труп он увидел 8 ноября 2000 года в таращанском морге, а на экспертизу в Киев тело доставили 16 ноября).

Впрочем, отвечая на до боли знакомые вопросы, Юрий Платонович заметно нервничал. А когда следователи от Верховной Рады поинтересовались, в первый ли раз первое впечатление отличается от последующего, Юрий Шупик и вовсе перешел на сухой, деловой тон, ответив, что нет, ранее таких случаев не припомнит.

Игорь Воротынцев – бывший таращанский судмедэксперт. Тот, кто непосредственно "работал" с таращанским телом до приезда столичных специалистов. В отличие от Юрия Шупика, на заседании парламетской комиссии присутствовал лишь во второй раз, сообщив, между прочим, что ему запрещали давать свидетельства народным депутатам следователь Генпрокуратуры и начальник Киевского бюро медицинско-следственной экспертизы. Разумеется , интерес к свидетельствам Воротынцева был особый и он, действительно, успел наговорить много интересного.

Оказывается, труп все-таки был в "ужасном состоянии". И украшения нашлись только тогда, когда в морге тело очищали от земли. Игорь сразу же отнес их в местное отделение милиции и отдал оперу. Начальника искать не стал, потому что время было позднее. А потом, когда Воротынцев произвел вскрытие, обнаружилось, что тело пролежало в земле не особенно долго.

Далее неопознанный труп, с явно "криминальным прошлым", хранится в провинциальном морге, где условия не позволяют хратить его в течение трех (если опознали), а тем более десяти (если неопознан) дней, как-то предписывает инструкция. Однако трупом интересовались мало. Воротынцев изложил результаты вскрытия, ограничившись описанием, без выводов. Казалось, обычный "висяк".

Но вот, по его словам, в воскресенье (вскрытие было в пятницу) по местному рынку поползли слухи, что, мол, у них в морге труп самого Георгия Гонгадзе ( имя-то было на слуху). А уже в понедельник, по словам Воротынцева, некто из милиции позвонил ему и сказал, что труп может быть трупом Гонгадзе.

А потом приехали четверо журналистов, друзей Гонгадзе, и попросили Воротынцева показать им труп. Опознали его (причем настаивал, по словам Воротынцева, Коба Алания). Среди визитеров не было единодушия, но они упросили Игоря нарисовать им украшения и сделать рентген кисти трупа. Когда последние сомнения отпали, гости отправились за разрешением забрать труп, поскольку он опознан. Но, когда заветная бумага была добыта, тело исчезло. Эти факты известны всем.

Но Воротынцев добавил некоторые нюансы. Оказывается, он наблюдал за моргом из окна своего кабинета вместе в Аленой Притулой , пока журналисты ходили "выбивать" разрешение. А справку о смерти выписал такую, что ни один ЗАГС ее бы не принял и не зарегистрировал (другими словами, лишь бы отвязаться от гостей).

Но когда все уже было договорено, труп необъяснимым образом..исчез...

Далее на заседании комиссии был заслушан Коба Алания, один из таращанских визитеров-коллег Георгия. Он порядком подзабыл те события и не смог назвать почти ни одной точной даты. Но сообщения Воротынцева подтвердил почти по всем статьям. Кроме одной. Когда журналисты ходили за разрешением на вывоз тела, Воротынцев, насколько припоминает Алания, отлучался. Наверное, пообедать. Минут эдак на тридцать-сорок. И хотя из окна его кабинета вполне просматривается только въезд в морг, сторожить тело прямо около морга он категорически запретил. Машину из окна эксперта не увидеть было невозможно. Но только машину...

Воротынцев же говорил о том, что его предупреждали о вывозе тела. Но так, гипотетически. И потом, он надеялся, что хоть акт какой-то составят. Но труп исчез...

Старые вопросы

Таращанский труп уже вошел в летопись независимой Украины как самый необычный из персонажей, когда-либо оказывавших влияние на политическую жизнь государства. Тело неизвестного без головы остается главным козырем оппозиционеров в борьбе с "преступным режимом". Очевидно, что профессиональное, прозрачное расследование этого дела могло бы не только хотя бы каким-то образом облегчить горе родных и близких Георгия. Не только засвидетельствовать некую цивилизованность отношений власти и прессы, но и существенным образом подправить имидж Украины в мире.

Новый всплеск интереса к делу Гонгадзе в парламентских кругах уже не подогревается массовым акциями "снаружи". Тем не менее, несмотря на множество нестыковок, во время заседания следственной комиссии была весьма заметна любопытная деталь. Создалось впечатление, что при желании парламентские следователи могли бы "дожать" приглашенных свидетелей до новых откровений. Но беседа упорно бродила по замкнутому кругу, не выходя за его пределы. Факты нанизывались на домыслы, на глазах рождались версии.

И уж очень явно ощущалась нехватка информации из силовых структур. Уразумев это, парламентские следователи решили направить в очередной раз запрос об обстоятельствах исчезновения таращанского трупа в Генпрокуратуру, и обратиться с открытым письмом к Президенту Украины с просьбой о встрече для беседы.

P.S.

Как выяснила "Детектор медіа",вчера перед временной следственной парламентской комиссией по делу Гонгадзе предстал и начальник местного, Таращанского, отделения милиции. К сожалению, он попросил провести беседу в закрытом режиме, то есть без журналистов. Наверное, чтобы воспрепятствовать утечке информации. Но кое-что узнать все же удалось. По словам одного из присутствовавших там народных депутатов, наконец-то прояснен самый странный момент в Таращанском эпизоде - исчезновение тела из морга. Парламентские следователи теперь знают, кто, когда, как и куда забрал труп. Теперь остается только установить, почему. Но это - тема следующего заседания.

Одна из самых долговечных временных парламентских следственных комиссий не собирается останавливаться на достигнутом. Далее добровольные пинкертоны очень хотели бы встретиться с главой управления государственной охраны, представителями СБУ и, наконец, с самим Президентом Украины.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
636
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду